США пока оставили лазейки для эксплуатации бизнес-джетов, аффилированных с российскими владельцами

На фоне беспрецедентных ограничений ЕС на использование российских деловых самолетов, Соединенные Штаты (пока) не приняли сопоставимых ограничений на использование самолетов, зарегистрированных в США (N-регистрация), которые бы настолько широко применялись к любым российским физическим или юридическим лицам. Вместо этого режим санкций США ограничен конкретными лицами и компаниями.

Соответственно, в настоящее время, для тех, кто желает перемещаться между Россией и США, сохраняется возможность перерегистрировать в США самолеты, находящиеся в собственности или под управлением в интересах российских лиц, и такие самолеты смогут осуществлять полеты в Соединенные Штаты и обратно, рассказал BizavNews Дерек Блум, владелец Atlantic Aviation Legal Services, LLC.

В таком случае право собственности на самолет будет принадлежать трастовой компании США в соответствии с соглашением о доверительном управлении с существующими владельцами самолета. Будет заключено операционное соглашение с оператором, на которого не распространяются ограничения ЕС. Будущая эксплуатация самолета новым эксплуатантом не будет подпадать под действие вышеуказанных правил ЕС.

Существуют некоторые ограничения США на эксплуатацию самолетов. В частности, Уведомление США о воздушных миссиях (NOTAM) A0005/22, в котором предусматривается, что с 28 февраля 2022 г. самолеты, зарегистрированные в США (N-регистрация), могут эксплуатироваться в обход воздушного пространства Европейского Союза из аэропортов в США в аэропорты России. Например, рейс может выполняться из аэропорта США в аэропорт Стамбула, Тбилиси или Баку, а оттуда в аэропорты России, которые не находятся в пределах 160 морских миль от территории Украины или Беларуси.

Что касается того, как будет развиваться текущая ситуация и как она повлияет на рынок бизнес-авиации и деловых самолетов, то рынок для полетов бизнес-авиации в направлении Евросоюза уже закрыт и, скорее всего, останется закрытым в течение длительного периода времени, комментирует г-н Блум.

Часть брокеров, работающих на вторичном рынке, ожидают, что многие самолеты, находящиеся в собственности и под управлением России, будут выставлены на продажу, потому что они не могут использоваться в Европе и не смогут обслуживаться должным образом, а условия их финансирования и расширенный режим санкций могут привести к выставлению их на продажу.

«Появление на рынке определенного количества более дорогих дальнемагистральных самолетов приведет к снижению стоимости и цены на некоторые модели бизнес-авиации. Возможно, сейчас самое время для владельцев самолетов для принятия немедленных мер и подготовке к продаже своих самолетов, пока не наступила корректировка цен на понижение. Россияне могут владеть достаточным количеством самолетов, чтобы «сдвинуть рынок» деловой авиации. Для тех, кто рассматривает такой вариант, правильным решением может быть перерегистрация и физическое перемещение самолетов в США до 28 марта.

Для тех, кто рассчитывает принять решение о продаже своих самолетов в ближайшие месяцы или в ближайшие год или два, может быть целесообразным принять незамедлительные меры, до 28 марта, то есть зарегистрировать свои самолеты за пределами Европейского Союза. В скором времени в Европейском Союзе брокерам и инспекционно-ремонтным предприятиям будет запрещено оказывать свои услуги. Решение о перемещении самолетов в США, крупнейший в мире рынок бизнес-авиации, может быть целесообразным уже сейчас, пока дверь еще открыта», - резюмирует г-н Блум.

Напомним, что ЕС ввел ограничительные меры в отношении использования самолетов, зарегистрированных в России или под контролем Российских физических или юридических лиц, в связи с действиями России в Украине.

Решение Совета ЕС 2022/328 от 25 февраля 2022 г. предусматривает в Разделе 3с (1) – (5) ограничения, которые вступают в силу с 28 марта:

  • Запрещается продавать, поставлять, передавать или экспортировать, прямо или косвенно, товары, и технологии, подходящие для использования в авиации или космической отрасли, как указано в Приложении XI, независимо от того, происходят ли они из Союза, любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для использования в России.
  • Запрещается прямо или косвенно осуществлять страхование и перестрахование в отношении товаров и технологий, перечисленных в Приложении XI, в интересах любого лица, организации или органа в России или для использования в России.
  • Запрещается предоставлять любую услугу или комбинацию услуг в следующих сферах деятельности: капитальный ремонт, ремонт, инспекция, замена, модификация или устранение дефекта самолета или его компонента, за исключением предполетного осмотра, в отношении товаров и технологий, перечисленных в Приложении XI, прямо или косвенно любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для использования в России:

(a) предоставлять техническую помощь, посреднические услуги или другие услуги, связанные с товарами и технологиями, указанными в пункте 1, и с поставкой, производством, техническим обслуживанием и использованием этих товаров и технологий, непосредственно или косвенно любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для использования в России.

(b) предоставлять финансирование или финансовую помощь, связанную с товарами и технологиями, указанными в пункте 1, в целях любой продажи, поставки, передачи или экспорта таких товаров и технологий, или для предоставления соответствующей технической помощи, посреднических или других услуг, прямо или косвенно любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для использования в России.

В отношении товаров, перечисленных в Приложении XI, запреты в пунктах 1 и 4 не распространяются на исполнение договоров, заключенных до 26 февраля 2022 г., или вспомогательных контрактов, необходимых для исполнения таких договоров, до 28 марта 2022 года.

Регламент Совета ЕС 2022/334 от 28 февраля 2022 г. предусматривает, что:

Запрещается для любых воздушных судов, эксплуатируемых российскими авиаперевозчиками, в том числе в качестве маркетингового перевозчика в рамках соглашений о код-шеринге или блокированном пространстве, или для любых воздушных судов, зарегистрированных в России, или для любых воздушных судов, не зарегистрированных в России, которые находятся в собственности или зафрахтованы, или иным образом контролируемыми любым российским физическим или юридическим лицом, организацией или органом для приземления, взлета или пролета над территорией Союза.