В России планируют усовершенствовать подготовку пилотов, управляющих легкими самолетами, поскольку их сегодняшняя квалификация может привести к росту аварийности, выяснили «Известия». Сейчас экзамены в авиационных учебных центрах (АУЦ) нередко проходят формально, что влияет на безопасность, а пилоты могут садиться за штурвал даже после 40-часового курса подготовки. Ассоциация малой авиации просит Росавиацию ввести госэкзамены для летчиков и систему допусков по примеру сдачи на водительские права для автомобилистов. Поможет ли это повысить безопасность полетов и запустить рынок авиатакси, разбирались «Известия».
Почему падают легкомоторные самолеты
Представители отрасли малой авиации попросили Росавиацию перестроить систему допуска пилотов к полетам на легких самолетах. Это следует из письма председателя правления Ассоциации малых авиационных предприятий (МалАП) Сергея Детенышева на имя руководителя Росавиации Дмитрия Ядрова. «Известия» ознакомились с документом. Изменения необходимы для минимизации негативного влияния человеческого фактора на безопасность полетов. Нововведение пригодится и для запуска так называемого авиатакси, то есть массовых коммерческих перевозок небольшими самолетами.
В документе отмечается, что сейчас отсутствует должный контроль за навыками коммерческих пилотов, что создает значимую угрозу жизни и здоровью пассажиров. А недостаточная квалификация препятствует развитию рынка авиаперевозок легкими самолетами.
— Коммерческих пилотов для малой авиации сейчас готовят в авиационных учебных заведениях в Санкт-Петербурге, Ульяновске и др. Свидетельство дает им право сразу выполнять перевозки, — рассказал «Известиям» Сергей Детенышев. — И если в большой авиации молодой специалист может набирать навыки и опыт в качестве второго пилота авиалайнера, то в малой он сразу оказывается наедине с возникающими трудностями и возможными ошибками.
Это напрямую влияет на безопасность полетов, так как в малой авиации человеческий фактор становится определяющим, считает эксперт. По его словам, в большой авиации самолеты более автоматизированы, и можно дублировать контроль выполнения операций, что многократно снижает влияние человеческого фактора. От пилота же небольшого самолета зависит практически все: он летает, обслуживает технику и одновременно организует работу.
В начале сентября 2025 года произошло три катастрофы малых воздушных судов, в результате которых погибли люди. Так, 4 сентября в Рязанской области около села Зимарово Александро-Невского района во время химической обработки полей разбился легкомоторный самолет Х-32 «Бекас». Пилот погиб. На следующий день возле деревни Ильясово под Луховицами в Московской области разбился биплан Авиатика-МАИ-890УМ. Пилот также погиб. А утром 9-го числа самолет упал уже в Ростовской области, у хутора Морозов в Волгодонском районе. При выполнении авиационно-химических работ Ан-2 совершил жесткую посадку и перевернулся. От полученных травм летчик скончался на месте. По всем трем случаям основная версия следствия — ошибка пилотирования и/или эксплуатации.
Авиахимические работы (обработка сельскохозяйственных полей) требуют от пилотов хорошей подготовки и опыта, которой, к сожалению, обладает не каждый выпускник, — сказал «Известиям» руководитель Авиационного учебного центра «Гагарин», член правления МалАП Сергей Бондарь. — И еще большего опыта должно быть у пилотов в коммерческих, пассажирских перевозках.
Для обеспечения безопасности полетов на воздушных судах нужно коренное изменение к подходу сдачи летных экзаменов для получения свидетельств пилотов, считает эксперт.
— Главная проблема в том, что при выпуске из любого АУЦ практический экзамен сдается не в Росавиации, а штатным инструкторам центра, — продолжает Сергей Детенышев. — То есть принимают экзамены те же люди, кто и обучает. Фактически Росавиация на слово верит руководству АУЦ, что подготовленные ими пилоты реально умеют летать.
В письме в Росавиацию утверждается, что это создает прямой конфликт интересов и коррупционные риски при приеме экзаменов.
МалАП предложила федеральному агентству создать новую систему проверки навыков пилотов и включить ее в обязанности высшей квалификационной комиссии. Речь идет какоб Авиационных учебных центрах и училищах Гражданской авиации, так и о государственных училищах.
— Необходимо, чтобы практический экзамен принимали независимые уполномоченные инструкторы Росавиации, — считает Сергей Бондарь. — Именно на основании их оценок должны выдаваться свидетельства пилотов. Примерно также обстоит дело у автомобилистов. Они учатся в автошколе, а экзамены на права сдают в ГАИ.
Ассоциация МалАП предлагает реализовать две базовые инициативы — наделить Росавиацию обязанностями и ресурсами для проверки практических навыков пилотов, и принять уже подготовленный межфракционный законопроект о саморегулировании авиатакси, который обсуждается с Минтрансом и Федеральным агентством, продолжает Сергей Детенышев.
Обе инициативы в комплексе обеспечат надлежащие условия для развития рынка авиатакси с должным уровнем доступности и безопасности услуг, полагает он. В случае если правительство и Минтранс поддержат законопроект и дадут на него положительный отзыв, начнется интенсивное развитие авиатакси, включая разработку и производство легких воздушных судов и двигателей к ним, считает эксперт.
— Мы получили письмо из МалАП и ответим ассоциации в установленные законодательством сроки, — сказали «Известиям» в пресс-службе Росавиации.
Редакция также направила запрос в Минтранс.
Почему не развивается малая авиация
Подготовка летчиков идет поэтапно: после 40-часового курса в летной школе человек получает свидетельство частного пилота, рассказал «Известиям» авиаинструктор — экзаменатор с 30-летним опытом в авиации Владимир Израилев. Он имеет право летать для своего удовольствия и не может перевозить пассажиров, хотя не всегда это требование соблюдается. Готовить таких «частников» могут даже небольшие авиашколы.
Профессиональных пилотов для коммерческих перевозок готовят в крупных государственных училищах в Санкт-Петербурге и Ульяновске, там необходимо обучаться уже четыре-пять лет, уточнил эксперт. После налета в 150 часов специалист получает свидетельство коммерческого летчика, добавил он.
— Высший уровень — линейный пилот, который имеет налет уже в 1500 часов, — продолжает Сергей Бондарь. — Это специалисты, обладающие колоссальным опытом. В большой авиации они, как правило, становятся командирами воздушного судна и помогают приобретать опыт молодым пилотам.
По его словам, в малой авиации их немало, но к каждому пилоту их не поставишь.
— Поэтому нужна система приема летных экзаменов независимыми и уполномоченными инструкторами от Россавиации, которые могли бы проверять умения и навыки частных и коммерческих пилотов, — говорит Сергей Бондарь.
Эксперт отмечает, что недостаточная подготовка обусловлена еще и законодательными несовершенствами. Пассажирские перевозки разрешено осуществлять исключительно авиакомпаниям. Создать их могут только очень крупные структуры со своей инфраструктурой. Необходимо создать структуры, в которых пилоты на небольших 3-4 местных самолетах могли бы законными способами осуществлять экскурсионные или туристические полеты, добавляет он.
Поэтому одновременно с ужесточением экзаменов и контроля за подготовкой необходимо дать возможность малой авиации и разрешить ей возить пассажиров, считает он.
— Рынок авиатуризма на легких самолетах в РФ практически отсутствует, хотя спрос на подобные перевозки немалый, — рассказал «Известиям» руководитель авиахолдинга ART Сергей Панченко. — Сейчас легально возить пассажиров в Суздаль или другие туристически привлекательные города на небольших самолетах трудно из-за строгих требований к малой авиации.
Один из путей развития малой авиации — это создание легального авиатуризма, отмечает участник рынка.
— Избыточные административные барьеры для перевозчиков практически уничтожили малую авиацию как доступный вид транспорта в РФ, — рассказал «Известиям» основатель ресурса по безопасности полетов RunAvia, авиаэксперт Андрей Патраков. — У нас одинаковые требования к крупным авиакомпаниям с сотнями самолетов, по типу «Аэрофлота», и к эксплуатантам двух-трех легкомоторных судов.
Снятие административных барьеров для малой авиации позволит не только быстро ее возродить, но и повысит безопасность полетов, резюмировал он.
Источник: