Европа в стагнации


В преддверии выставки бизнес-авиации EBACE 2013 компания Avinode подвела итоги европейского трафика за первые четыре месяца 2013 года

В преддверии выставки бизнес-авиации EBACE 2013 компания Avinode подвела итоги европейского трафика за первые четыре месяца 2013 года. Согласно данным компании, количество рейсов европейских бизнес-джетов за период с января по апрель снизилось на 6,4% в период с 2011 по 2013 год. И в то время, как Европа столкнулась со спадом в течение последних двух лет, на американском рынке эти два года наблюдался рост. А по сравнению с первыми четырьмя месяцами 2012 года, в 2013 году в Европе число самолетовылетов упало на 3,8%, в то время как в США был зафиксирован рост на 1,6%.

Чем же объясняется такая незавидная судьба Европы? Анализ данных Евроконтроля показывает, что внутриевропейский трафик бизнес-джетов снизился на 4,3%, а он составляет 74% всех рейсов бизнес-авиации на европейском континенте. В то же время международные рейсы из европейских стран находятся на подъеме, и по сравнению с прошлым годом показали рост на 3,8%.

Также данные Евроконтроля показывают, что снижение трафика обусловлено сокращением в обоих сегментах бизнес-авиации: в коммерческих чартерах и полетах частных самолетов (авиации общего назначения). При этом, на рейсы авиации общего назначения приходится 63% всего европейского трафика бизнес-джетов, и этот сегмент в сравнении с трафиком двухгодичной давности показал снижение на 7%. Тем временем, коммерческие чартеры снизились «лишь» на 6,0% за тот же период.

Однако не все европейские страны показали одинаковую динамику. Среди стран, имеющих более 3000 рейсов бизнес-джетов в год, только Турция, Ирландия и Швеция показали рост в первые четыре месяца 2013 года. А на другом конце шкалы – Чехия, Греция и Польша, которые отметились наибольшим спадом.  

Тем не менее, нет худа без добра. Другая сторона тяжелой ситуации в Европе – рост эффективности использования деловых самолетов. В первые четыре месяца 2013 года расстояние, которое бизнес-джеты пролетали с пассажирами, увеличилось по сравнению с уровнем 2011 года на 4%, и сейчас составляет 71% от общего «пробега» деловых самолетов.

В то же время изменения по категориям используемых самолетов с 2012 по 2013 год незначительны. Бизнес-джеты начального уровня, легкие и средние показали некоторое снижение, в то время как использование суперсредних и тяжелых самолетов немного выросло. И только сверхдальние самолеты показали рост трафика на 10% в течение рассматриваемого периода.

В течение последних 12 месяцев деловой авиацией было перевезено по Европе приблизительно 1,6 миллиона пассажиров. В то же время, с начала года наблюдается снижение на 5,4% общего количества перевезенных пассажиров по сравнению с аналогичным периодом двухгодичной давности. И это точно соответствует 6,4%-ному снижению фактического трафика с учетом роста использования более крупных воздушных судов.

Эксперты Avinode также отмечают, что среднее количество пассажиров в самолете мало отличается между категориями воздушных судов. Бизнес-джеты начального уровня в среднем перевозят 2 пассажиров, в то время как легкие, средние и суперсредние имеют на борту около 3 пассажиров. Тяжелые бизнес-джеты в среднем везут от 4 до 5 пассажиров, а ультрадальние – только от 3 до 4 пассажиров.

Что касается отдельных моделей самолетов, то наибольшее количество пассажиров перевозит Falcon 900 – в среднем 5,5 пассажиров в каждом полете. С другой стороны, Citation Mustang оказывается наименее загруженным – в среднем лишь 2,1 пассажира в одном рейсе. А Citation Excel является самым популярным бизнес-джетом в Европе с точки зрения полетов, выполняемых с пассажирами на борту – 171 000 рейсов за последние 12 месяцев. Неудивительно, что Citation Excel также выполняет больше всего полетов всех видов.

И все же, несмотря не светлые пятна некоторых регионов, на общем европейском рынке царит стагнация. Многие страны находятся в застое или показали прямое снижение. Сейчас также стало ясно, что сегмент легких бизнес-джетов не оправдал возлагавшиеся на него надежды. А ведь некоторое время назад эти самолеты прочили в драйверы роста европейского рынка из-за их экономичности. Также эксперты надеялись, что рост бизнес-авиации в США станет «заразным», и Европа последует за ней. Однако пока этим надеждам не суждено сбыться.