Вторичный рынок затаривается


Консалтинговая компания JetNet выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в марте и в первом квартале 2016 года

Консалтинговая компания JetNet выпустила отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в марте и в первом квартале 2016 года. Основными мировыми тенденциями во всех сегментах рынка при сравнении марта 2016 года с мартом 2015 года стали рост запасов и снижение цены предложения.

Сегмент бизнес-джетов показал наибольший рост количества выставленных на продажу самолетов – в конце первого квартала 2016 года продавалось на 155 (6,8%) больше самолетов по сравнению с 2015 г. Увеличение числа бизнес-джетов на вторичном рынке произошло впервые с 2009 года. Количество газотурбинных вертолетов на вторичном рынке увеличилось на 122 (9,1%), а турбовинтовых самолетов – на 109 (9,5%). 

Эксперты отмечают, что относительное количество выставленных на продажу бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов демонстрируют довольно значительный рост в квартальном сравнении, до 11,7% (на 0,4%) и 8,5% (на 0,6%) соответственно.

Количество сделок купли-продажи в сегменте бизнес-джетов показало рост на 4,4%, однако время экспозиции выросло на 11 дней по сравнению с прошлым годом при снижении средней запрашиваемой цены на 12,8%. В то же время турбовинтовые самолеты показали снижение сделок на 12,1% при уменьшении запрашиваемой цены на 9,1%, но при этом время экспозиции снизилось на 30 дней.

В сегменте газотурбинных и поршневых вертолетов в первом квартале зафиксировано снижение сделок купли-продажи на 19,8% и 19,0% соответственно. Но они продавались быстрее, чем годом ранее, газотурбинные – на 45 дней, а поршневые – на 10 дней. Тем не менее, средняя запрашиваемая цена газотурбинных вертолетов в первом квартале снизился на 25,5%.

В то время как в первом квартале подержанных бизнес-джетов было продано на 23 самолета (4,4%) больше, поставки новых джетов, в соответствии с данными GAMA, снизились на 6 самолетов (4,7%) – с 128 поставок в первом квартале 2015 года до 122 – в первом квартале 2016 года. В то же время поставки новых газотурбинных вертолетов снизились на 38 машин, до 103 по сравнению с 141 в первом квартале 2015, или на 27%.

Изменение относительного количества выставленных на продажу самолетов в сегменте бизнес-джетов в марте с 2005 по 2016 год показывает перелом нисходящего тренда. В марте 2016 заканчивается период, что процент продающихся воздушных судов из года в год снижался. Тем не менее, этот рост далек от всплеска на 6% в 2009 году, когда на рынок «пришло» дополнительно 1095 бизнес-джетов. Сейчас до этого антирекорда пока далеко.

При сравнении первых кварталов 2016 и 2015 годов результаты продаж по категориями самолетов были разнонаправленными. Два класса, тяжелые (более 35000 фунтов) и средние (20001-35000 фунтов), показали рост количества сделок, а покупатели в двух других сегментах, легком (10001-20000 фунтов) и сверхлегком (менее 10000 фунтов), снизили активность.