Сможет бизнес-авиация преодолеть упадок?


Бизнес-авиация с 2011 года не может нащупать опору и некоторый реальный рост поставок в последние семь лет стал продуктом неустойчивой и низкой цены

Два из трех сегментов авиации растут: продажи военных самолетов медленно и неуклонно увеличиваются, в то время как проблема Airbus и Boeing – это увеличение объема производства без нарушения ритмичности поставок.

И есть бизнес-авиация, которая с 2011 года не может нащупать опору. По-видимому, некоторый реальный рост поставок за последние семь лет стал продуктом неустойчивой и низкой цены, которая при небольшом увеличении опять перетянет поставки вниз до среднегодового уровня 650-700 самолетов в год.

Есть ли путь к здоровому, устойчивому росту или сегмент деловой авиации заперт в цикле избыточного предложения и низкого спроса? И сейчас наблюдаются причины как для оптимизма, так и сомнений.

Несмотря на слабость рынка, отрасль продолжает вкладывать значительные средства в новые продукты, причем несколько крупноразмерных бизнес-джетов приближаются к вводу в эксплуатацию, и ходят слухи о том, что еще несколько готовится к разработке. Кроме того, трехлетний перерыв в поставках между 2007 и 2009 годами приближается к 10-летнему «юбилею», который исторически является сроком, когда поддержанные самолеты теряют привлекательность для основных покупателей. В долгосрочной перспективе новые разработки, возникающие в области электрического привода и искусственного интеллекта, обещают революцию в экономике деловых поездок, что потенциально может вытеснить клиентов из автомобилей в небольшие воздушные суда для коротких поездок внутри и между городами.

Так что это хорошая новость. Контраргументы также кажутся убедительными. Замечательно, что отрасль продолжает инвестировать в новые продукты, но введение нескольких новых типов самолетов в течение последних нескольких лет не привело к общему увеличению поставок. 10-летняя граница кажется убедительной, но переход от частных владельцев к лизингодателям могло снизить влияние на спрос. Электрический привод и большая автоматика в кокпите могут изменить экономику авиаперевозок, но для нынешней инфраструктуры и регулирования потребуется радикальный сдвиг для создания значимого уровня роста.

Все это возможно. Но также возможно, что последние шесть лет представляют собой долгосрочную «нормальную» ситуацию для деловой авиации, причем поставки и ценообразование будут «гулять» вокруг среднегодового уровня, близкого к нынешним показателям. Это не катастрофический сценарий. После консолидации Hawker Beechcraft в Textron Aviation крупнейшие игроки отрасли продемонстрировали замечательную устойчивость. Однако в какой-то момент новое признание вероятного возврата инвестиций может привести к переосмыслению стратегии продуктов.

Источник: Flightglobal