Североамериканский рынок вертолетов с высоты Airbus Helicopters

Выдержки из интервью гендиректора Airbus Helicopters North America Марка Паганини (Marc Paganini), которое он дал Aero Asset

Выдержки из интервью гендиректора Airbus Helicopters North America Марка Паганини (Marc Paganini), которое он дал Aero Asset.

Аэрокосмическая промышленность отличается высокой цикличностью и следует экономическим переменам. За последние 50 лет аэрокосмические циклы обычно имели среднюю продолжительность 7 лет. Уникальность нынешнего кризиса заключается в том, что его основной движущей силой является не экономика, а фундаментальный фактор, связанный со способностью или готовностью клиентов летать в условиях пандемии. До некоторой степени этот кризис имеет некоторое сходство с кризисом, последовавшим за событиями 11 сентября.

Путь к выздоровлению зависит не от восстановления экономической активности, а скорее от возвращения уверенности отдыхающих и деловых путешественников в том, что летать снова безопасно. Это совершенно новая ситуация для отрасли, поскольку речь идет о фундаментальных движущих силах туристической деятельности. Здесь важно отметить, что исторически государственные рынки, включая военные рынки, не полностью отражали циклы коммерческого рынка. Это верно и в отношении пандемии COVID-19. Военная активность, включая вертолеты, остается очень сильной по нескольким причинам. Уровень угроз в мире не изменился и, возможно, даже возрос с появлением COVID-19, а также некоторых правительств увеличили свои военные заказы.

Влияние на вертолетную промышленность, по сравнению с рынками коммерческих и бизнес-джетов, было менее радикальным. Некоторые из причин этого заключаются в том, что эта отрасль уже несколько лет находилась в состоянии стагнации, вызванной главным образом значительным снижением активности в нефтегазовой отрасли. Некоторые сегменты были менее подвержены влиянию ситуации COVID-19, такие как корпоративный и частный сегменты, государственный и медицинский рынки. В целом влияние на продажи новых вертолетов находится в диапазоне от 20% до 30% (по объему), не сильно отличаясь от того, что произошло в 2009 году. На средние и крупные вертолеты это влияет больше, чем на продажи легких однодвигательных и легких двухдвигательных.

Большинство игроков отрасли прогнозируют некоторый рост еще в 2021 году в основном на рынке туристических услуг (на отдых), а в 2022 году – на рынке деловых поездок. Но в целом рынки, как ожидается, не вернутся к доковидному состоянию до 2023 года. Некоторые даже считают, что этот кризис может оказать некоторое структурное воздействие на отрасль, такое как постоянное сокращение потребности в деловых поездках после более широкого использования новых коммуникационных инструментов. Кроме того, потребуется некоторое время, прежде чем производители решат увеличить темпы производства, обычно требуется от 12 до 18 месяцев, чтобы увидеть эффект на фактические объемы производства. С другой стороны, нефтегазовый рынок, безусловно, останется неизменным в ближайшем будущем. Тем не менее, государственный и рынок коммунальных/воздушных работ должны снова вырасти из-за наличия значительного государственного финансирования для поддержания экономической активности. Спрос на корпоративные и частные вертолеты, а также небольшие бизнес-джеты должен оставаться высоким, поскольку они представляют собой способ для богатых клиентов избежать коммерческих рейсов и улететь от пандемических блокировок. Как следствие, рынок вертолетов, скорее всего, вернется к доковидовым уровням до 2023 года.

Очевидно, что наиболее ликвидными сегментами будут легкие однодвигательные и легкие двухдвигательные вертолеты из-за их универсальности, в то время как сегменты средних и тяжелых вертолетов будут продолжать страдать от снижения нефтегазовой активности. В этих весовых категориях основная часть спроса будет исходить от правительственных и военных заказчиков. Корпоративный и частный рынок является наиболее активным рынком по причинам, о которых я упоминал ранее, а также государственный рынок (полиция, пожаротушение, ПСО...), который выигрывает от экономического стимулирования. Туристический бизнес, который эксплуатирует большие парки однодвигательных вертолетов, находится в полном беспорядке, поскольку его налет сократился почти до нуля. Это обеспечит рынок б/у дополнительными однодвигательными вертолетами, хотя и с большими сроками эксплуатации. Нефтегазовый рынок будет стагнировать из -за сокращения парка и низкого уровня новых заказов. В этом сегменте есть и будет много вертолетов для продажи с низкой остаточной стоимостью, поскольку эти активы трудно перепрофилировать. Рынок скорой медицинской помощи должен быть устойчивым и продолжать эксплуатировать большие парки легких однодвигательных и легких двухдвигательных вертолетов с перспективным ростом на развивающихся рынках. Для операторов, столкнувшихся с такими меняющимися условиями, роль лизинговых компаний будет продолжать расти, поскольку они обеспечивают столь необходимые гибкость, как это уже произошло в авиационной отрасли.

Я не ожидаю существенных системных изменений в краткосрочной и среднесрочной перспективе в вертолетостроении. Вот уже несколько лет вертолетостроительная отрасль сталкивается со стагнацией рынка поставок новых вертолетов. COVID-19 только что еще больше ухудшил эту ситуацию. Эксплуатируемый парк вертолетов не должен существенно уменьшаться, так как на рынок не выходит новый технологический прорыв. Воздушные суда должны оставаться в эксплуатации при условии, что их расходы на техническое обслуживание остаются приемлемыми. Следовательно, общая остаточная стоимость вертолетов должна оставаться стабильной.

Рынок вертолетов явно недостаточно велик, чтобы выдержать такое количество производителей, и нынешний кризис может спровоцировать долгожданную консолидацию отрасли в Европе и США. В этом контексте определяющим фактором будет сила или слабость каждого игрока на военном рынке. Наконец, несколько новых технологий могут повлиять на вертолетную промышленность:

  • Появление нового поколения военных вертолетов, ориентированных на высокую скорость и эксплуатационную готовность, определит будущие конструкции вертолетов.
  • Развитие БПЛА может повлиять на некоторые традиционные вертолетные рынки.
  • Рост городской мобильности воздуха произведет революцию в том, как мы летаем и используем транспорт. Это привлечет новых игроков в отрасль, а также новых клиентов, и это может повлиять на привлекательность вертолетов. Новые двигательные технологии, гибридные, электрические или водородные, также изменят индустрию и ее игроков. Но это горизонт 2030-2035 гг. Тем временем все еще будет много традиционной вертолетной деятельности и хорошего бизнеса для ее ведения.
  • Североамериканский рынок – это ключевая половина мирового рынка вертолетов. Каким он будет, такими будут тенденции и у остальных. На примере его можно судить о поведении остальных…

Источник: Вертолетные заметки Евгения Матвеева