Деловая авиация в зимней хандре

WINGX: В целом активность бизнес-джетов снизилась не так сильно, как ожидалось, учитывая, что праздники должны были закончиться, ограничения возобновиться, а сотрудники работают из дома

Согласно еженедельному обзору WINGX Global Market Tracker, в течение последних трех недель количество полетов деловой авиации в мире сократилось всего на 3% по сравнению с тем же периодом в январе 2020 года: с начала года на бизнес-джетах и винтовых самолетах выполнено почти 200000 полетов. Эта тенденция резко контрастирует с регулярными авиаперевозками, их активность остается на уровне примерно на 50% ниже нормы. Бизнес-авиация в значительной степени стимулируется развитием рынка отдыха и, по-видимому, продолжительного периода отпусков в этом году. Даже на прошлой неделе, намного позже, чем обычно заканчиваются праздники, активность бизнес-джетов была примерно на 10% ниже нормы. Существуют значительные географические различия: США тащат рынок вверх, а Европа – вниз.

Устойчивость американского рынка, который сейчас всего на 1% ниже нормы, в основном связана с чартерным рынком. Количество чартерных рейсов увеличилось на 4%, а налет на 10% выше, чем за первые три недели января 2020 года. Даже за последнюю неделю налет чартерных рейсов сократился всего на 1,5%.

Чартеры из Флориды показали рост на 26%, Колорадо также является центром активности, за январь чартерный трафик здесь вырос почти на 40%. В то же время из Калифорнии чартеры летают по-прежнему на 33% меньше, а даже в Нью-Йорке сейчас наблюдается больший спрос на чартеры, чем в тот же период января 2020 года. Чартерные рейсы из США по солнечным направлениям в Коста-Рику, Сент-Китс, Доминиканскую Республику, Теркс и Кайкос показывают хорошую активность для этого времени года.

Европейский рынок находится в тяжелом состоянии, поскольку для борьбы с зимним вирусом вводятся все более жесткие ограничения. Активность полетов деловой авиации в регионе упала на 23%, причем заметным фактором является Великобритания. Здесь количество рейсов бизнес-авиации сократилось на 50% по сравнению с январем 2020 года, а рейсы регулярных авиакомпаний упали на 80%. Поскольку на прошлой неделе международные границы подверглись более жестким ограничениям, все полеты снизились, а количество рейсов бизнес-джетов сократилось на две трети. Несомненно, Брексит усложнил и без того непростой рынок для британских операторов, поскольку бюрократическая волокита в отношении разрешений на перевозки существенно ограничивает бронирование чартеров. Наиболее явно затронут рынок досуга: количество чартеров на горнолыжные курорты из Великобритании упало на 80%.

В других европейских странах дела обстоят несколько лучше: чартерные перевозки держатся на 14% ниже нормы, что намного лучше, чем у частных и корпоративных летных отделов, где налет сократился на 28%. В отличие от этого трафик специальных грузовых перевозок по Европе вырос на 90%. Государственное использование самолетов деловой авиации в этом месяце также немного увеличилось. Западная Европа больше всего пострадала от спада активности, особенно в Германии, где в январе активность бизнес-джетов снизилась на 44%. Трафик бизнес-джетов, вылетающих из Швейцарии, сократился более чем на треть, что отражает завершение лыжного сезона. Активность из Франции и Испании снизилась примерно на 15%, и напротив, количество рейсов бизнес-джетов в Португалии увеличилось на 15%.

На периферии Европы в январе 2021 года трафик был заметно больше, чем в январе 2020 года. Полеты бизнес-джетов из России, Турции, Кипра, Балкан, Венгрии и Румынии значительно увеличились. В ОАЭ активность выросла почти вдвое по сравнению с январем 2020 года. На прошлой неделе трафик из Израиля увеличился на 3%, а количество рейсов на Мальдивы и обратно – в три раза. Активность бизнес-джетов в Бразилии выше, чем в прошлом году, но все еще остается на низком уровне в Мексике и Канаде. В Китае наблюдается рост с начала года, но снижение на прошлой неделе. Для всех этих рынков за пределами США и Европы самый загруженный сегмент самолетов – сверхдальние бизнес-джеты, налет которых сократился на 25%, тогда как самолеты среднего размера летают на 3% больше, чем в прошлом году.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «В целом активность бизнес-джетов снизилась не так сильно, как ожидалось, учитывая, что праздники должны были закончиться, ограничения возобновиться, а сотрудники работают из дома. Европа отражает эту логику, поскольку с декабря активность в Великобритании почти прекратилась. Но гораздо более крупный рынок США оказался намного более устойчивым, и, по крайней мере, на данный момент кажется, что более высокий спрос на чартерные перевозки будет поддерживать устойчивое восстановление в феврале».