Взгляд ALTEA на рынок бизнес-авиации

Брокерская и консалтинговая компания ALTEA очень хорошо знает отрасль бизнес-авиации. Здесь работают те, кто имеет свежее мышление, подкрепленное опытом управления активами, покупками и продажами, финансовыми решениями и разработкой дизайна.

Руководители команды, Жан Семирамот и Робин Данлоп, делятся своими личными ретроспективными взглядами на отрасль деловой авиации в 2021 году — времени, когда наблюдался беспрецедентный спрос на подержанные самолеты, — и заглядывают в 2022 год, чтобы увидеть, какие инновации с точки зрения самолетов, дизайна и опыта пассажиров, мы можем ожидать.

«Если рассматривать бывшие в употреблении самолеты, то цифры говорят сами за себя», - говорит Семирамот. «В начале января 2021 года на открытом рынке было выставлено на продажу около 1700 подержанных бизнес-джетов и 960 подержанных турбовинтовых самолетов. Менее чем через 12 месяцев их число сократилось до менее чем 920 и 640 соответственно, достигнув нового исторического минимума».

По мнению ALTEA, это явный рынок продавца, и ожидается, что это не изменится до второй половины 2022 года. И потом наблюдается рост цен. «Какое серьезное изменение парадигмы менее чем за год», - добавляет он. «Цены по всем направлениям теперь вернулись к своим допандемическим уровням, а в некоторых случаях даже превысили их».

Говоря о новых деловых самолетах, Семирамот указывает на динамично развивающийся рынок, на котором производители представляют новые модели дальнемагистральных самолетов с повышенным комфортом. «Bombardier, возможно, мечтал об этом, но Gulfstream сделал это. В то время как Bombardier, как сообщается, продолжает изучать разработку Global 8000 с дальностью 8000 морских миль и нуждается в разработанной с нуля замене Challenger 650 с дальностью 4000 миль, компания Gulfstream затмила всех в октябре прошлого года, представив модель G800 с дальностью 8000 миль и G400 с 4200 милями».

К 2025 году, всего за семь лет, компания Gulfstream сертифицирует и введет в эксплуатацию не менее пяти новых моделей: G500, G600, G700, G800 и G400. Анонс Dassault Falcon 10X с дальностью 7500 морских миль был, возможно, немного менее захватывающим, чем представление Gulfstream G800, но Falcon 10X, безусловно, не менее впечатляющий.

Семирамот продолжает: «Falcon 10X просто нацелен на то, чтобы пересмотреть стандарты на арене сверхдальнемагистральных бизнес-джетов с самой широкой кабиной в сегменте и множеством инновационных функций, таких как режим автоматического восстановления, интеллектуальное управление в качестве основного режима контроля тяги, двойные проекционные дисплеи, сертифицированные как основные полетные дисплеи, и кресла пилотов с возможностью полного откидывания, что позволяет в крейсерском режиме управлять одному пилоту. Тем временем Beechcraft Denali, Falcon 6X и ACJ TwoTwenty совершили свои первые полеты в 2021 году, что прокладывает путь к их вводу в эксплуатацию в период с 2022 по 2023 год».

Но являются ли самолеты от легких до суперсредних перспективными типами, на которые стоит обратить внимание?

Как отмечает ALTEA, Bombardier представила Challenger 3500, обновленную версию Challenger 350, в то время как Textron анонсировала обновления для Citation M2, XLS+ и CJ4, получившие название M2 Gen2, XLS Gen2 и CJ4 Gen2. Но кто первым запустит оригинальную разработку в любой из этих категорий? Удивительно, но первый шаг может быть сделан компанией HondaJet, которая представила свою концепцию трансконтинентального легкого самолета HondaJet 2600. Textron в ближайшем будущем также может удивить отрасль чем-то совершенно новым.

Bombardier вряд ли объявит о создании совершенно новой платформы в этих категориях, поскольку компания продолжает прилагать усилия по сокращению доли заемных средств в своем балансе. И у Embraer может быть просто другой приоритет в связи с долгожданным запуском нового большого регионального турбовинтового самолета, который ожидается до конца 2022 года.

Что касается комплектации и дизайна, то в 2021 году рынок был активным, несмотря на проблемы с цепочкой поставок, говорит Робин Данлоп, партнер по дизайну в ALTEA. «В некоторой степени пандемия привела к увеличению объемов работ по техническому обслуживанию и ремонту, когда самолеты стояли на земле, а владельцы воспользовались спадом полетов, чтобы провести более масштабные инспекции».

Робин Данлоп выделяет и другие ключевые достижения за последний год. «Поставив первый Boeing BBJ 787-8 еще в 2016 году, американская компания Greenpoint Technologies, принадлежащая Safran, передала неназванному клиенту первый в мире Boeing BBJ 787-9 VVIP. Сила командной работы привела к тому, что Greenpoint модифицировала самолет на восемь месяцев быстрее, чем первый VVIP Boeing BBJ 787-8. Настоящее инженерное достижение. Дизайн интерьера был выполнен опытной командой Greenpoint».  

В преддверии Рождества Jet Aviation объявила о своевременной передаче своего первого Boeing BBJ 787-8 неназванному заказчику. Самолет отличается малым весом и низким уровнем шума в салоне, и, похоже, компания Jet Aviation добилась некоторых успехов в дальнейшем повышении акустического комфорта в салоне. «Этот самолет был поставлен «зеленым» в центр комплектации Jet Aviation в Базеле в октябре 2019 года, поэтому для них это был двухлетний проект — без сомнения, из-за некоторых последствий пандемии. Чтобы не отставать от своего соседа по аэродрому в Базеле, AMAC Aerospace в прошлом году завершила несколько проектов по техническому обслуживанию VIP-самолетов, от Boeing BBJ 737 до ACJ320neo, не говоря уже о множестве самолетов Bombardier и Gulfstream, в частности моделей среднего размера, которые обслуживались в новом ангаре № 5».

Концепции дизайна продолжают вдохновлять. Lufthansa Technik повысила информированость о своем мастерстве в Airbus A350, задействовав собственную команду дизайнеров для разработки нескольких интересных концепций дизайна для самолетов ACJ350 (или, предположительно, широкофюзеляжных самолетов аналогичного размера). «Эти концепции могут быть истолкованы как «плод воображения» и довольно часто сбивают инженеров с толку, однако они заставляют задуматься и позволяют потенциальным клиентам получить некоторое представление о возможностях дизайна салона», - с энтузиазмом говорит Данлоп. «Слишком много VVIP салонов идут от одной крайности (нейтральной, безопасной, безобидной) к другой (чрезмерно снисходительной, безвкусной, своеобразной) — поэтому руководство видением клиента может быть минным полем. Такие концепции тонко направляют потенциальных клиентов в более захватывающем, со вкусом подобранном направлении».

В США Comlux Completion становится все сильнее и сильнее: еще в конце 2020 года было объявлено, что Airbus выбрал компанию центром комплектации для программы ACJ TwoTwenty с потенциальным объемом в 15 ACJ TwoTwenty. Первый «зеленый» самолет прибыл на завод Comlux в Индианаполис, США. Первый в мире ACJ Two Twenty с новым VIP-салоном в начале 2023 года будет передан FIVE Hotels Group, базирующейся в Дубае, ОАЭ.

«Это своего рода знаковый самолет для деловой авиации, поскольку он создает свою собственную нишу: большой и, следовательно, более комфортный, чем традиционный дальнемагистральный бизнес-джет, но более доступный и столь же функциональный, как узкофюзеляжный бизнес-лайнер. Несомненно, этот VIP-самолет «нового стиля» будет иметь большую привлекательность в регионе стартовых клиентов».

В лондонской штаб-квартире и дизайн-студии ALTEA команда дизайнеров осенью представила индивидуальный интерьер Global 7500 и присоединилась к Bombardier в их турне с Global 7500, где они встретились с самолетами и потенциальными клиентами в Стокгольме. «Поскольку интерьеры самолетов стремятся стать для их владельцев чем-то большим, ALTEA считает, что простота и передовая практика процесса промышленного дизайна станут ключом к будущим схемам интерьера, особенно по мере того, как владение частным самолетом становится более доступным для более молодых владельцев, которые естественным образом осознают требования к дизайну», - говорит Данлоп.

Далее он отмечает, что ALTEA также изучает рынок eVTOL и то, как городская мобильность повлияет на деловую авиацию, тенденции дизайна и владение самолетами. «Эта нишевая область инноваций кажется наводненной инвесторами, стремящимися сделать ставку на то, какое «транспортное средство» или технология станет опорой в будущем. Правда в том, что это будет медленнее, чем люди хотят, и, без сомнения, представляет собой гибрид нескольких инноваций и альтернативных источников энергии. В ближайшем будущем экологичное авиационное топливо будет играть большую роль в авиационной отрасли, чем, возможно, многие думали раньше».

Перспективы проектирования и комплектации в 2022 году, по мнению ALTEA, несомненно, будут продолжать расти до тех пор, пока самолеты будут переоборудоваться. Тем не менее, одной областью, которая может представлять особый интерес, является рост рынка роскошных отелей и «воздушных круизов». Такие рынки могут использовать множество авиационных платформ, от более старых широкофюзеляжных самолетов, таких как Boeing 767, до изменения позиционирования и конфигурации самолетов, которые ранее считались региональными – например, Embraer E2, чтобы создать нишу между авиакомпаниями первого класса и чартерами на частных самолетах.