Спрос в Европе снижается, так как украинский кризис распространяется на экономику

Спецоперация на Украине продолжает оказывать существенное влияние на активность авиации в России, Белоруссии и Украине (RBU). Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, по сравнению с мартом 2021 года, трафик бизнес-джетов в этих странах упал на 65%.

Трафик грузовых операторов в регионе рухнул на 93%. Активность регулярных авиакомпаний снизилась меньше, на 24% по сравнению с мартом 2021 года. Падение активности бизнес-джетов особенно значительное из-за того, что в прошлом году наблюдались очень сильные тенденции; по сравнению с мартом 2019 года количество рейсов бизнес-джетов в этих странах сократилось «всего» на 57%.

Полеты регулярной деловой и грузовой авиации в RBU с 1 по 31 марта 2022 г. по сравнению с 2021, 2020 и 2019 гг.

Если посмотреть исключительно на полеты бизнес-джетов в России, то в марте этого года трафик сократился на 57% по сравнению с прошлым годом и на 45% по сравнению с 2019 годом. Внутренние рейсы бизнес-джетов составили 63% от общей активности в марте, и, несмотря на снижение на 40% по сравнению с прошлым годом, внутренний трафик в марте вырос на 11% по сравнению с 2019 годом.  

Неудивительно, что наибольшее снижение в марте произошло в международных полетах, которые на 70% ниже, чем в марте 2019 года. Безусловно, наиболее устойчивым международным направлением из России является Объединенные Арабские Эмираты, 105 исходящих рейсов в марте, что на 13% больше, чем в феврале этого года, но на 47% меньше, чем в марте прошлого года, однако почти вдвое больше, чем в марте трехлетней давности.

Долевые и чартерные рейсы в сравнении с регулярными рейсами из Москвы с 1 по 31 марта 2022 г. в сравнении с 2021, 2020, 2019 гг.

Европа

Несмотря на продолжающийся украинский кризис и обострение экономических проблем, в марте 2022 года в Европе бизнес-джеты совершили больше полетов, чем в марте до пандемии. В период с 1 по 31 марта в Европе было выполнено 45 000 рейсов, что на 42% больше, чем в прошлом году, и на 13% больше, чем три года назад. Но в первые четыре дня апреля спрос замедлился, трафик упал на 4% по сравнению с тем же периодом трехлетней давности.

В марте наблюдались большие расхождения в тенденциях европейских стран: спрос на бизнес-джеты в России рухнул, активность полетов во Франции и Германии выросла в пределах однозначных цифр по сравнению с 2019 годом, но значительно выше прошлого года. Великобритания заняла третье место по активности бизнес-джетов относительно марта 2019 года, в предыдущем месяце она была второй, выполнив на 14% больше рейсов, чем в 2019 году. В первые четыре дня апреля Великобритания была самым загруженным рынком, трафик вырос на 21% по сравнению с 2019 годом. Активность в начале апреля в Германии была вялой, полеты упали на 27% по сравнению с теми же четырьмя днями 2019 года.

Северная Америка

В Северной Америке в марте 2022 года на долю США приходился 91% полетов бизнес-джетов. Спрос вырос на 30% по сравнению с мартом 2019 года и на 28% по сравнению с мартом прошлого года. Месяц завершился тем, что Флорида осталась центром активности деловой авиации в США: в течение месяца из штата было совершено почти 41 000 рейсов, что почти на 50% больше, чем три года назад, и на 20% больше, чем в прошлом году.

Этот рост продолжается и в текущем месяце; в первые четыре дня апреля вылеты из Флориды выросли на 74% по сравнению с тремя годами ранее. В апреле в Нью-Джерси, Иллинойсе и Огайо наблюдалось замедление активности по сравнению с допандемийным периодом, за минувший период количество вылетов снизилось на 10%, 11% и 16% соответственно.

Лучшие штаты США по трафику бизнес-джетов с 1 по 31 марта 2022 г.

Остальной мир

За пределами Европы и США активность бизнес-джетов выросла на 10% по сравнению с допандемийным уровнем, и на 30% по сравнению с прошлым годом. Несмотря на сильный рост по сравнению с 2021 годом, Канада и Мексика, крупнейшие рынки, все еще не смогли восстановиться до нормальной активности.

В трех странах количество рейсов бизнес-джетов увеличилось вдвое относительно допандемийного уровня: в Бразилии, Нигерии и ОАЭ. В марте Китай занял 20-е место в списке стран мира по полетам бизнес-джетов, что равно половине трафика допандемийного марта. В марте 2022 года Нассау был самым загруженным аэропортом из остального мира с почти 1700 вылетами. В первые четыре дня апреля аэропорт Lester B. Pearson в Торонто находится на первом месте, имея на 4 вылета больше, чем в Нассау.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «Последствия украинского кризиса начали сказываться на спросе на бизнес-джеты за пределами непосредственной зоны конфликта, и в первые несколько дней апреля наблюдалось первое затишье в росте активности бизнес-авиации в Европе с тех пор, как середине прошлого года в Европе начали сниматься ковидные ограничения. Рынок США еще не фиксирует какого-либо замедления, при этом большая консолидация чартерных операторов отражается в очень сильных тенденциях полетов по Part 135. В других регионах также наблюдается сильный рост спроса на бизнес-джеты, за исключением Китая, где активность бизнес-джетов в первые несколько дней апреля упала на 70% по сравнению с прошлым годом, поскольку вводятся новые локдауны».