Высокий спрос после Пасхи, несмотря на экономические проблемы

Согласно еженедельному обзору WINGX Business Aviation Bulletin, на прошлой неделе активность бизнес-авиации была особенно высокой по сравнению с той же неделей в 2019 году, что частично отражает разные пасхальные даты в текущем году по сравнению с тремя годами ранее.

Глобальная активность бизнес-джетов и турбовинтовых самолетов выросла на 17% по сравнению с 2019 годом, что выше тенденции роста за месяц и с начала года, которые составляют 14%. Замедление активности турбовинтовых самолетов подрывает всплеск спроса на бизнес-джеты, который в этом году вырос на 20% по сравнению с 2019 годом, а на 17-й неделе года — на 25%.

Активность деловой авиации опережает восстановление регулярных авиакомпаний, трафик которых увеличился на 29% в годовом исчислении, но по-прежнему на 27% ниже по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Грузоперевозки сократились на 4% по сравнению с той же неделей 2019 года.

Доля рейсов бизнес-авиации в общем объеме операций самолетов с 2019 года

Россия и Украина

По мере того, как конфликт на Украине приближается к третьему месяцу военных действий, активность региональной бизнес-авиации рушится: за последнюю неделю в России, Белоруссии и Украине было совершено всего 225 рейсов, что на 71% меньше, чем три года назад. С начала года снижение составило 31%. Трафик бизнес-джетов за пределы региона в последнюю неделю составляет 2,6% от всех полетов. Большая часть активности осуществляется в пределах России – трафик между Внуково и Пулково, Сочи, Казанью и Сургутом. Из международных направлений наиболее популярны Стамбул, Дубай, Баку, Анталия, Тель-Авив, Ташкент.

Если рассматривать спад только на российском рынке бизнес-авиации, то в прошлом году на четвертой неделе апреля было выполнено 727 вылетов, что на 32% больше, чем в ту же неделю до пандемии. В то время в ТОП-5 стран назначения входили Великобритания, Латвия и Швейцария.

Вылеты бизнес-джетов в России и Украине с 2019 года

Европа

Спрос на деловую авиацию в Европе был особенно высоким на прошлой неделе: за последние 7 дней было выполнено чуть менее 13 000 рейсов, что на 17% больше, чем на предыдущей неделе. По сравнению с 17-й неделей прошлого года трафик бизнес-джетов в Европе вырос на 25%. В Великобритании и Италии наблюдается наибольший всплеск активности. По сравнению с тем, что было три года назад, исходящий трафик в Фарнборо вырос на 37%, в Биггин-Хилл — на 59%, в Оксфорде — на 73%. Ницца является самым популярным пунктом назначения из этих аэропортов. В Италии самыми загруженными аэропортами являются Венеция, Милан, Линате и Чампино. Помимо Внуково, снижение также фиксируется в некоторых европейских аэропортах, в частности, в Вене, Белграде, Люксембурге и Инсбруке. Этой весной наблюдается головокружительный рост, как правило на курортах, таких как Аликанте, Бордо, Кашкайш, Фаро, Ибица.

Активность бизнес-авиации в ведущих европейских странах в первом квартале 2022 года

Северная Америка

В США, Мексике, Канаде и странах Карибского бассейна активность бизнес-джетов в период с 18 по 25 апреля увеличилась на 23% по сравнению с 2019 годом. На рейсы в США приходится более 90% активности, с тенденцией роста на 28%, при этом за предыдущие 7 дней увеличение составило 7%. В Пуэрто-Рико, Виргинских островах США и Коста-Рике наблюдается очень сильный подъем трафика, как и на протяжении всей пандемии.

Тетерборо вернул себе первое место в рейтинге самых загруженных аэропортов региона, хотя не дотягивает до объемов 2019 года. Напротив, рейсы из Уэст-Палм-Бич выросли на 93%. За последнюю неделю между Уэст-Палмом и Вестчестером было выполнено 65 рейсов бизнес-джетов, что в пять раз больше, чем до пандемии.

Рейсы по типам бизнес-джетов в Северной Америке в январе-апреле 2022 года

На рынке США типы бизнес-джетов с самым большим активным парком — это Challenger 300/350 и Citation Excel/XLS, в общей сложности 1150 активных самолетов, при этом за последние 7 дней ими было выполнено чуть менее 9000 рейсов. Phenom 300 по-прежнему пользуется большим спросом среди бизнес-джетов: его активность по сравнению с той же неделей три года назад выросла на 53%.

Долевые и чартерные рейсы на Phenom 300 значительно превышают норму, рост близок к 30%, но самый большой прирост приходится на частных владельцев, активность которых удвоилась по сравнению с 2019 годом. Помимо NetJets и Flexjet, самыми загруженными операторами являются Air Share, Summit Aviation, Maxair Charter.

Остальной мир

За пределами Северной Америки и Европы флот Phenom 300 также активно летает: 255 рейсов за последнюю неделю, что на 44% больше, чем три года назад. Самые загруженные маршруты для этого типа находятся в Бразилии, Нигерии и Австралии. Сверхдальние бизнес-джеты за последние 7 дней совершили чуть более 1000 вылетов, что на 11% меньше, чем на той же неделе 2019 года.

Сверхдальние бизнес-джеты с двигателями Pratt & Whitney выполнили на 23% больше рейсов, чем три года назад, в то время как парк ультрадальних самолетов с двигателями Rolls Royce на 24% меньше. Флот Dassault Falcon имел рекордный спрос: Мале, Абуджа и Аль-Мактум были самыми популярными аэропортами для 7X и 8X.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует: «После Пасхи спрос на бизнес-джеты значительно вырос, причем особое внимание уделялось направлениям для отдыха. Спрос в России и Украине сократился, и негативные последствия отразились на Германии, но это с лихвой компенсируется большим ростом на средиземноморских рынках. В США рынок Флориды переживает бум, поддерживая более скромный рост на западном и восточном побережьях».