Russian jet – к полету готов?

Не секрет, что до недавнего времени производства российских самолетов для бизнес-авиации как такового – не было. Хотя спрос существовал всегда. И вот наконец-то наметился прорыв. Специалисты смотрят в будущее с оптимизмом, и для этого есть все основания.


Не секрет, что до недавнего времени производства российских самолетов для бизнес-авиации как такового – не было. Хотя спрос существовал всегда. И вот наконец-то наметился прорыв. Специалисты смотрят в будущее с оптимизмом, и для этого есть все основания.

Пора бы обновиться

По оценке Национальной ассоциации деловой авиации России (НАДА), на начало 2008 года в эксплуатации находилось чуть более 200 переоборудованных самолетов российского производства. Всего же сегодня задействовано 7 типов авиалайнеров: Ан-74, Ил-62М,
Ил-96-300 (президентские борта), Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42 и относительно новая турбовинтовая модель М-101. Естественно, даже самые новые машины, за исключением М-101 и Ил-96-300, выпущены не позже начала 1990-х. Несмотря на то, что для использования в деловой авиации выбираются самолеты "посвежее", большинство из них успело порядочно поработать на регулярных линиях, в особенности это относится к наиболее популярным моделям Ту-134 и Як-40, вместе составляющим почти три четверти всего парка.

Разумеется, вопрос обновления парка наиболее остро стоит именно перед владельцами, которые не только сегодня эксплуатируют машины отечественного производства, но и в дальнейшем желают летать на российской авиатехнике. Как же обстоят дела у нашего авиапрома с производством новых лайнеров для деловой авиации? Нужно сказать, что предложения есть. Мы рассмотрим наиболее интересные из них и расскажем о тех самолетах, которые уже в ближайшем будущем должны появиться на рынке бизнес-авиации.

ABJ – первый деловой

Еще весной этого года о запуске программы производства Antonov Business Jet (ABJ) на базе Ан-148 заявило руководство компании «Ильюшин Финанс Ко». Серийные машины этой модификации планируется собирать в Воронеже, а первые поставки ожидаются уже к концу 2009 года.

На сегодняшний день существуют два базовых варианта компоновки салона этого самолета. Вариант Elite (до 19 пассажиров) – это "чистый" бизнес-джет. В зависимости от пожеланий заказчика, из ряда модулей можно сформировать необходимый салон. Размеры пассажирской кабины позволяют создать полноценную зону отдыха, включая душевые кабины, рабочую зону с конференц-залом и зону для сопровождающих лиц.


Второй вариант: Corporate Shuttle (до 38 пассажиров), предназначенный для корпоративных перевозок.

Несомненным преимуществом ABJ является низкая чувствительность к качеству покрытия ВПП, высокое расположение двигателей, их экономичность, наличие двери-трапа, что дает возможность совершать полеты в города со слаборазвитой аэродромной инфраструктурой. К преимуществам ABJ можно также отнести большую дальность полета (до 7000 км при загрузке 8–12 пассажиров). Это позволяет летать из Москвы в Хабаровск и Владивосток без промежуточных посадок.

Крейсерская скорость самолета составляет 820–850 км/ч, а максимальная высота полета – 12,2 тысячи м (м.б. лучше в км?). Длина салона составит 18,2 м, высота – 2 м, а ширина – 3,15 м.

Летно-технические характеристики и уровень комфорта салона позволят ABJ конкурировать с зарубежными аналогами – Challenger 850 и Lineage 1000, Global 5000 и Falcon 900EX.

Семейство VIP-"тушек"

Активно начали осваивать нишу деловой авиации и "туполевцы". На сегодняшний день новые модели – Ту-204, Ту-214, Ту-334 уже строятся в бизнес-комплектации. Это дальне-, средне- и ближнемагистральные самолеты, которые приходят на смену Ту-154 и Ту-134.Особенно удачным самолетом для бизнеса является ближнемагистральный Ту-334. Он как будто специально спроектирован для деловой авиации. Его длина – 15 м, ширина салона – 3,8 м, потолок – 2,14 м. Кстати, на Ту-334 в компоновке «Салон» уже имеется заказчик, который должен получить свой самолет через два года. Серийное же производство сегодня предполагается развернуть на Казанском авиационном заводе. Цикл изготовления самолета будет составлять 18 месяцев и еще 3–4 месяца будет необходимо на оснащение лайнера VIP-салоном. Бизнес-джет будет отличаться от типового варианта установкой дополнительных топливных баков, что обеспечит дальность полета до 7000 км.

Среди новых проектов разработаны также интерьеры класса VIP для Ту-204 и Ту-214 – модификации Ту-204, с увеличенной коммерческой нагрузкой, взлетной массой и дальностью полета. На этих моделях будет использоваться современное радиоэлектронное оборудование, позволяющее иметь в полете телевидение, Интернет и т.д., полностью изменен интерьер и материал салона.

Так, например, Ту-204-100 VIP в парке российских бизнес-джетов займет нишу, освобождаемую Ту-134. Модель Ту-204-300, в варианте VIP-салона на 30 человек, будет оснащаться по высшему классу, предусматривающему дополнительное размещение в салоне двух спален и двух душевых кабинок. А долететь он будет способен из Москвы в Майами.

Переоборудование семейства Ту-204/214 в лайнеры представительского класса будет осуществляться на заводах, которые и производят эти самолеты.

С приставкой Super

Наконец, отечественный рынок бизнес-авиации ожидает еще одна новинка. Компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) уже прорабатывает корпоративные и VIP-варианты на базе машины Sukhoi Super Jet 100. Разработчики еще в начале года поделились информацией о том, что уже обсуждается создание делового самолета на основе 75-местной модификации SSJ. Предположительно, бизнес-версия SSJ будет отличаться от своего прототипа компоновкой салона на 38 пассажиров и увеличенной до 7000 км дальностью полета за счет установки в багажном отсеке дополнительных топливных баков. В качестве фирмы, которая окажет помощь в разработке VIP-салона, выступит итальянский компаньон ГСС – компания Alenia Aeronautica – у них имеется хороший дизайнерский центр.

Sukhoi Superjet 100 – самый новый российский лайнер и единственный полностью новый самолет, созданный в России, а не в Советском Союзе. Разработка модели началась еще в 2001 году. Общая стоимость проекта, разрабатываемого с начала 2000-х годов, составляет 1,4 миллиарда долларов. Отличие Sukhoi Superjet 100 от аналогов заключается в его экономичности.

Специальная конструкция фюзеляжа позволяет увеличить размеры пассажирского салона, что упрощает работу экипажа и обеспечивает пассажирам полный спектр удобств, сравнимый только с салонами тяжелых магистральных лайнеров.

В 2007 году SSJ был впервые продемонстрирован публике. Заявки на SuperJet-100 уже расписаны до 2014 года, а первые поставки ожидаются в начале 2009 года. Предполагается также, что на этот самолет будет высокий спрос и за рубежом.

Итак, как мы видим, практически все отечественные авиапроизводители "озаботились" строительством новых самолетов для бизнес-перевозок. И пусть пока это еще только первые ласточки, однако важен уже сам факт. Будут ли они востребованы, выдержат ли конкуренцию с зарубежными аналогами? Поживем – увидим…

Источник: Luxury-info.ru

Автор: Дмитрий Гнатенко