Вторичный рынок набирает обороты

Консалтинговая компания JetNet выпустила статистический отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в июне и в первом полугодии 2011 года.

 

Консалтинговая компания JetNet выпустила статистический отчет о состоянии вторичного рынка деловых самолетов и вертолетов в июне и в первом полугодии 2011 года. После более чем двух лет спада, 2011 год будет еще одним годом коррекции с надеждой на устойчивый рост в 2012 году и в дальнейшем. Ведь здоровье вторичного рынка создает основу для заказов новых самолетов.

Как и в предыдущих отчетах этого года в итоговом полугодовом отчете вторичный рынок демонстрирует признаки восстановления, но пока на ранней стадии.

В сравнении с полугодием прошлого года вторичный рынок бизнес-джетов показал двузначный рост на 15,3% в показателе количества сделок купли-продажи. Однако этот рост сопровождался продолжающей снижаться средней ценой сделки. Также на конец первого полугодия 2011 года, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, доля выставленных на продажу бизнес-джетов значительно изменилась в сторону уменьшения на 1,3% до 13,8% с 15,1%. Эта доля впервые с ноября 2008 года упала в количественном выражении ниже 2500 самолетов, что является положительным знаком.

Турбовинтовые самолеты движутся в такой же тенденции, что и бизнес-джеты, хотя не так выражено. Доля выставленных на продажу самолетов этого класса на конец июня 2011 г. составила 10%, что на 0,9% меньше чем в июне 2010 года. В количественном выражении сейчас выставлено на продажу 1335 турбовинтовых самолетов. Однако стоит отметить, что значительное количество продающихся самолетов имеют возраст более 16 лет: более 59% бизнес-джетов и более 69% турбовинтовых самолетов.

Средняя цена предложения в сегменте бизнес-джетов, если сравнить июль 2011 против июля 2010, увеличилась на $ 1,2 млн. или 28,5%. Один месяц улучшения не может считаться тенденцией, есть надежда, что этот ключевой показатель будет продолжать улучшаться.

Однако при сравнении полугодий видно, что все сегменты вторичного рынка, за исключением поршневых самолетов, показали снижение средних запрашиваемых цен. Снижение цен колебалось от -18,6% для бизнес-джетов, -3,8% для турбовинтовых самолетов и -10,5% для газотурбинных вертолетов. Стоимость поршневых вертолетов на вторичном рынке выросла в сравнении с первым полугодием 2010 года на 6,7%.

Однако сегмент поршневых вертолетов также стал единственным сектором рынка, который показал увеличение доли выставленных на продажу воздушных судов с 6,2% в июне 2010 года до 6,7% в июне 2011 года.

Динамика изменения количества сделок купли-продажи показывает, что самолеты продаются лучше вертолетов. Количество сделок в сегменте реактивных самолетов увеличилось на 15,3%, а в сегменте турбовинтовые увеличение составило 3,7%. В то же время оба сегмента вертолетной техники показали двузначное снижение этого параметра (до 10,4% для газотурбинных и 20,2% для поршневых вертолетов).

Судя по тенденции продаж на вторичном рынке с января 2004 по май 2011 года нынешнее состояние рынка находится в восходящем тренде. По состоянию на май 2011 года продажи в сегменте бизнес-джетов находятся на 6,8% ниже своего пика в феврале 2008 года. В то же время сегмент турбовинтовых самолетов пока ниже на 23,7% от пика, установленного также в феврале 2008 года. Это довольно резкий отскок от минимумов 2009 года, и можно заметить, что коррекционный процесс пока находится в движении.

Цены на топливо в США продолжают оставаться высокими. Во втором квартале 2011 цены на авиационное топливо составили $ 6,63 за галлон и находятся на подъеме. Текущие цены находятся всего на 20 центов или на 3%, ниже, чем цены на топливо в пике 2008 года - $ 6,83 за галлон.

Бюро экономического анализа США сообщило, что реальный валовой внутренний продукт во втором квартале 2011 года увеличился в годовом исчислении на 1,3 процента. В первом квартале реальный ВВП вырос на 0,4 процента. В отчете, представленном в прошлом месяце, рост ВВП в первом квартале 2011 года в годовом выражении составил 1,9%. По оценке JetNet, рост ВВП более чем на 3,0% позволяет рынку бизнес-авиации также расти. К сожалению, в течение первых двух кварталов 2011 года ВВП США находится значительно ниже этого уровня.

Переход в новое десятилетие внушает оптимизм в возможность восстановления отрасли. Первые шесть месяцев 2011 года показали, что растет количество операций купли-продажи, и для бизнес-джетов этот показатель почти достигает пиковых уровней 2007 года. Положительная активность на вторичном рынке должна способствовать улучшению продаж новых самолетов в ближайшем будущем. Тем не менее, экономика США требует стимулирования роста, который к сожалению не наблюдался в первой половине 2011 года.