«Мы были выжаты, как лимон»: о самой напряженной неделе 2022 года

Отечественный рынок деловой авиации пережил одну из самых напряженных недель за последний год. После объявления 21 сентября частичной мобилизации в РФ, спрос на перелеты в соседние безвизовые страны побил рекорды.

Повышение цен на авиабилеты в безвизовые для россиян страны и их дефицит после 21 сентября стали катализатором нового роста на рынке бизнес-джетов. Как говорят участники рынка, резко вырос пассажиропоток в первую очередь в Ереван и Стамбул, а за ними шли  Минск, Баку и Дубай. Поскольку в Грузию прямых рейсов нет, туда граждане РФ попадают как раз через Стамбул и Минск. Если до спецоперации число бортов российской бизнес-авиации в среднем было рассчитано на перевозку пяти тысяч персон и их семей, то после февраля количество самолетов сократилось. Сейчас рынок борется с дефицитом путем повышения цен. По сути, это рынок продавца, который ждет, кто из клиентов предложит больше за право сесть на самолет.

BizavNews пообщался с участниками рынка и узнал, куда и за сколько летали наши соотечественники на прошлой неделе.

Глава компании JETVIP Александр Осит

Дешевле всего было улететь в страны СНГ – Казахстан, Армению, Белоруссию и Узбекистан. Но основной поток пассажиров летит в Турцию, где ценник был немного выше стран постсоветского пространства, но ниже, чем, например, в ОАЭ. Дубай – стал одним из востребованных направлений после Стамбула. В связи с тем, что самолетов не хватало, стоимость выросла в разы и местами установила абсолютные максимумы. Так, кресла в самолете класса Challenger 850 или Legacy 650 продавались по цене 15000-20000 евро – это наглядно иллюстрирует тот ажиотаж, который мы наблюдали.

Причем так совпало, что часть чартерного парка в это время находилось на технической форме. Критически не хватало свободных бортов, и это еще больше затруднило работу. Потому активно летали и Як-42 и Bombardier CRJ200. Основной поток пассажиров шел из Москвы.

Мы были выжаты, как лимон – ежедневно мы получали до 1000 запросов, как по телефону, так и по почте. Из них полетели всего лишь десятки, но проработать все заявки оказалось титаническим трудом. Многие обращались за консультациями и интересовались ценами, после чего уходили со связи. Но в любом случае каждая заявка была обработана.

Денис Меньших, Коммерческий директор Авиакомпании «Вельталь-авиа»

Для авиакомпании «Вельталь-авиа» сентябрь оказался по-настоящему «жарким» месяцем, начавшись с Восточного экономического форума, продолжился повышенным спросом на международные перелеты. Нами было обработано рекордное количество заявок, а в последнюю декаду сентября выполнялось не менее двух вылетов каждым воздушным судном ежедневно. Основными направлениями для нас стали Армения и Турция, большое количество запросов было также в ОАЭ, но наш флот не позволяет выполнять полеты по данному направлению без дозаправки, что сильно сказывалось на стоимости перелета. В моменте ощущалось сильное превышение спроса на услуги деловой авиации над существующим на рынке предложением. Наблюдалась высокая загрузка каждого рейса, если раньше среднее количество перевозимых пассажиров на самолетах Hawker составляло 3-4 пассажира, то в конце сентября этот показатель увеличился до 6-7 человек. Все службы авиакомпании в этот период работали в усиленном режиме, летным экипажам были направлены уведомления с рекомендацией внимательно относиться к межрейсовому отдыху, как в базовом, так и во внебазовых аэропортах, поскольку приоритет всегда отдавался и отдается безопасному выполнению полета.

Ирина Степанова, Директор по продажам компании GetJet

Ситуация за последнюю неделю, после 21-го сентября очень сильно напоминала события начала марта, когда большое количество соотечественников в один момент решило выехать из страны. По нашим данным, спрос вырос в 20-30 раз. Подогревало ажиотаж отсутствие билетов на регулярные рейсы, потому что их изначально было мало, никто не планировал ставить дополнительные рейсы. Поэтому в начале 20-х чисел сентября улетало заполненным практически все, что предлагалось клиентам. И большие эконом-борта на 150-200 человек, и джеты от средних до больших. Из-за высокого спроса, цены на самолеты выросли на 30-50%. При средней стоимости Hawker до Еревана в районе 3,5 млн рублей, в даты повышенного спроса цена покупки была, в среднем от 4 до 5 млн рублей. С самолетами Embraer Legacy (13-местный) от стандартных 7 млн до Стамбула вырос до 8,5-10 млн за рейс.

Спрос подогревался еще и тем, что некоторые владельцы самолетов выполняли рейсы в своих интересах, еще более сократив количество бортов доступных для аренды. Проблема частично компенсировалась Sukhoi Super Jet 100 в VIP-компоновке, который был очень востребован, а также бортами эконом-класса, которые и клиенты и брокеры брали в чартер, выставляя места в них на продажу. Наиболее популярными направлениями были Ереван и Стамбул, также Дубай и Алма-Ата. Некоторые большие чартеры, особенно 22-23-24 сентября улетали со 100%-ной загрузкой, некоторые — заполненными на 80-90%.

После 26-го сентября спрос уменьшился, доступность бортов стала шире, но все равно, если надо было выполнить рейс день-в-день, были сложности с поиском свободного самолета. К 30-му сентября ажиотаж прошел полностью, рынок вернулся в стандартное состояние. Даже наблюдается некоторое затишье, поскольку традиционно и октябрь более спокойный месяц по сравнению с летом и сентябрем, и пассажиры, видимо, пока не планируют путешествий.

Денис Мазирка,Управляющий директор ТопАвиа 

После объявления Президентом РФ частичной мобилизации спрос на перелеты многократно вырос. Когда закончились все билеты на регулярные рейсы, я имею ввиду, по традиции, популярные направления Беларусь, Казахстан, Армения, Турция, ОАЭ, люди обратились за помощью к деловой авиации. Немногочисленные джеты, которые могут выполнять полеты из/в Российскую Федерацию «тоже быстро закончились». Кто-то брал отдельные рейсы под пассажиров, кто-то выкупал самолеты и продавал кресла. Цены начинались от 15 000 евро. Когда возможности деловой авиации тоже иссякли, стали бронировать самолеты с вместимостью более 19 кресел (Як-42, Bombardier CRJ 100/200, SSJ, Airbus A320 и т.д.) подавляющее большинство бортов было российских авиаперевозчиков, включая Аэрофлот. Цены в эконом классе начинались от 200 000 рублей и выше, но тоже неплохо заполнялись. По моим наблюдениям, в понедельник 26 сентября началась вторая волна, огромное количество людей хотели поскорее улететь хоть куда-то. Самым востребованным направлением был Ереван. Думаю, не столько, потому что больше всего народу хотело там остаться, скорее по экономическим соображениям, цены туда из Москвы были одними из самых низких и оттуда относительно недалеко и удобно добраться в те же популярные Турцию, ОАЭ и Казахстан.

Начиная с 30 числа начался резкий спад, видимо кто хотели покинуть страну, уже это сделали и количество запросов резко сократилось, причем не только срочных, но и на более поздние даты. Наблюдаются отмены уже забронированных рейсов в/из России на октябрь.