Австрийцы хотят делать в Казани самолеты?

Вопросы сотрудничества с ОАО "КАПО им. С.П.Горбунова" начала вентилировать еще одна зарубежная компания - Diamond Aircraft Corporation. Однако пока непонятно, что конкретно интересует австрийцев. Но, судя по акценту  встречи Президента РТ Рустама Минниханова с генеральным директором Diamond Aircraft Corporation Кристианом Дрисом, речь может идти и о производстве на мощностях КАПО самолетов авиации общего назначения.

Вопросы сотрудничества с ОАО "КАПО им. С.П.Горбунова" начала вентилировать еще одна зарубежная компания (сколько их было за последнее время!) - Diamond Aircraft Corporation. Однако пока непонятно, что конкретно интересует австрийцев (отметим: на протяжении примерно пяти лет безуспешно пытавшихся запустить в России различные свои проекты). В июне сообщалось, что Diamond Aircraft намерена организовать на КАПО композитное производство. Но, судя по акценту, который сделала, рассказывая о встрече Президента РТ Рустама Минниханова с генеральным директором Diamond Aircraft Corporation Кристианом Дрисом, пресс-служба Президента РТ, речь может идти и о производстве на мощностях КАПО самолетов авиации общего назначения. В таком случае могут пострадать интересы татарстанского производителя аналогичных машин.

…И самолет, летающий на водорослях

По сообщению пресс-службы Президента РТ, Рустам Минниханов отметил, что татарстанская сторона заинтересована в развитии производства компании Diamond Aircraft на базе промышленных предприятий Татарстана. А Кристиан Дрис рассказал о типах выпускаемых компанией самолетов.

Diamond Aircraft - солидная и стремительно развивающаяся компания. По информации jets.ru, ворвавшись в 1981 году в нишу производства легких самолетов, австрийцы за рекордно короткий срок вышли в этом сегменте на первое место в Европе и третье - в Северной Америке. Diamond Aircraft переросла в международную компанию с пятью самостоятельными сборочными линиями и офисами в Северной Америке, Европе, Азии и Австралии и официально признана "проектной организацией". Один из коньков компании - разработка, изучение и испытание композитных материалов. Наработки Diamond Aircraft в области композитов применяются в производстве гражданской и военной авиатехники по всему миру. Один из последних проектов Diamond Aircraft - рассчитанный на пятерых пассажиров деловой реактивный самолет ценой менее одного миллиона долларов. Интересно, что на недавнем авиасалоне в Фарноборо Европейский аэрокосмический и оборонный концерн продемонстрировал самолет Diamond Aircraft DA42 New Generation, один из двигателей которого работает на биотопливе из водорослей.

"Не растет кокос…"

Но вот в России Diamond Aircraft откровенно не везло - все проекты до сей поры стопорились по тем или иным причинам. Перечислим то, что было на слуху. В 2004 году автсрийцы подписали с нижегородским "НАЗ "Сокол" договор по первому этапу производства авиакомпонентов для самолетов Diamond Aircraft. В 2005-м австрийская компания подписала соглашение о намерении с самарской компанией "АэроВолга" об отверточной сборке самолетов DA-20/DV-20. В 2008 году сообщалось, что с самарским "Авиакором" прорабатывалась возможность запуска сборочной линии. На базе "Нижегородских моторов" предполагалось организовать цех по адаптации автомобильных дизельных двигателей в авиационные. С правительством Калмыкии прорабатывался вопрос о создании СП по сборке самолетов. В том же 2008-м сообщалось, что Diamond Aircraft выиграла тендер на поставку учебно-тренировочных самолетов для "Аэрофлота", но дальнейшее - в тумане. Год назад было известие, что кризис негативно сказывается на создании беспилотного/пилотируемого самолета "Иркут-DA42" совместной разработки НПК "Иркут" и Diamond Aircraft.

Первым делом - композиты

И вот, наконец, в начале июня aviaport.ru сообщил, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) выбрала КАПО как площадку для создания композитного производства по выпуску механизации крыла и оперения для перспективных отечественных авиалайнеров. Акционером нового казанского производства может стать австрийская Fischer Composite, которая уже подписала предварительное соглашение с ОАК, в соответствии с которым Fischer Composite может принадлежать до 49% акций нового предприятия (51% - у ЗАО "АэроКомпозит"). Среди прочего, Fischer Composite должна взять на себя обязательства по привлечению программ Boeing и Airbus. До конца июня ОАК и "Аэрокомпозит" намеревались сформировать шорт-лист зарубежных компаний - потенциальных партнеров композитного производства в Казани, которые предоставят инжиниринговые услуги. Как сообщалось, в октябре-ноябре будет выбрана компания-победитель, которая станет интегратором создания композитного производства: поставит оборудование, введет его в эксплуатацию и первые годы будет контролировать соблюдение всех процедур и регламентов. В тендере, объявленном ОАК и "Аэрокомпозитом", участвовала и Diamond Aircraft Industries GmbH.

Сами с усами

Но устроит ли австрийцев в случае выигрыша в конкурсе лишь роль "технологов"? Если нет, то в области самолетостроения они станут прямыми конкурентами казанского ООО "Фирма "МВЕН", среди направлений работы которого - разработка и производство легких летательных аппаратов из полимерно-композитных материалов. Например, уже лет пять успешно летает специализированный сельскохозяйственный самолет "МВЕН-2 Фермер", спроектирован цельнокомпозитный четырехместный самолет повышенной комфортности "Мурена" (на рисунке). Как и Diamond Aircraft, МВЕН разработало и реактивную машину - многоцелевой шестиместный самолет короткого взлета и посадки "Кинетик".

Напомним, что в октябре 2008 года на прошедшем в Казани расширенном заседании Координационного совета по реализации соглашения о сотрудничестве в области развития нанотехнологий, которое провел заместитель генерального директора государственной корпорации "Роснано" Андрей Малышев, обсуждались возможности применения нанотехнологий в авиационной промышленности. Тогда директор МВЕН Виктор Ермоленко отметил, что маленькие предприятия, производящие легкую авиацию, - хорошая площадка для проверки новых материалов. А в ту пору первый вице-премьер Правительства РТ Борис Павлов поручил руководству КАПО, ОАО "КВЗ" и МВЕН проработать совместно с ОАО "КНИАТ", КГТУ им. Туполева и Казанским государственным технологическим университетом возможность опытного производства и промышленного применения новейших разработок на данных предприятиях. Интересно, что-то сделано?

По ряду прогнозов, в ближайшем будущем в России ожидается высокий спрос на легкомоторные самолеты у частных лиц. Но на аппаратах чьего производства мы будем летать?

Источник: Время и Деньги