Авиационная безопасность и человеческий фактор


Авиакомпания «Меридиан» приняла участие в конференции «Стратегия ИКАО-авиационная безопасность, взаимодействие с МВД»

16-17 июня на площадке Всероссийского Института повышения квалификации сотрудников Министерства Внутренних Дел Российской Федерации состоялась конференция «Стратегия ИКАО-авиационная безопасность, взаимодействие с МВД» по теме «Авиационная безопасность и человеческий фактор».  Данный форум на базе Института проводится ежегодно с 2006 года.

В работе форума приняли участие представители Росавиации, Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУГА), авиакомпаний и профессорско-преподавательский состав ВИПК МВД России. Проблемы, рассматриваемые в ходе форума, носят актуальный характер. На форуме обсуждались вопросы информационной безопасности в области обеспечения АБ, проблема недисциплинированных пассажиров, а также проблема организации обучения по авиационной безопасности в переходный период «эры транспортной безопасности».

Принял участие в форуме и представитель АО «Авиакомпании «Меридиан» Заместитель Генерального директора по авиационной безопасности Анна Рыбина. На примере авиакомпании бизнес-авиации был представлен небольшой обзор, как возможно реализовать спорные требования в законодательстве. Привела примеры не только различных противоречивых нормативно-правовых актов, но и пути решения этих затруднений.

К примеру, в настоящее время отсутствуют требования в обязательном периодическом обучении по ФАП-128 бортпроводников по курсу авиационной безопасности, а присутствует только текущее обучение по внутренней Программе авиакомпании созданной на основании приказа ФАС России № 310 от 16 октября 1998 года «О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации российской федерации». Руководство авиакомпании приняло решение о том, что все члены кабинного экипажа ВС авиакомпании проходят первоначальную и периодическую подготовку по вопросам обеспечения авиационной безопасности в АУЦ не реже одного раза в каждые последовательные 24 месяца согласно программе подготовки членов кабинного экипажа.

Также достаточно сложно реализовать требования Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» утвержденных Приказом Минтранса РФ №128 от 31 июля 2009 г. в области обеспечения прохождения всех элементов программы обучения летного экипажа.   В Авиакомпании приняли решение выполнить это так: направлять на обучение по курсу самообороны «Крав-Мага». Выбор данного вида боевого искусства упал не случайно. Изучив возможные ситуации, а также имея ограниченное пространство   воздушного судна, в котором они могут произойти, данный вид самообороны является наиболее эффективным. Боевое искусство Крав-Мага разработано в Израиле. Также в крав-мага не существует нет различия между тренировками для мужчин и женщин. Данным видом искусства могут заниматься люди разной возрастной категории и с различным состоянием здоровья.  На занятиях учат не драться, а успокоить пассажира, особенно на первых этапах проявления активной агрессии.  Умение использовать технику дает внутреннюю уверенность экипажу в общении с недисциплинированными пассажирами, а также в случаях различных угроз актов незаконного вмешательства на воздушном судне и аэропорту. Хочу заметить, что АО «Авиакомпания «Меридиан» первая авиакомпания, которая решила данный вопрос таким кардинальным способом и в докладе Анна Рыбина призвала авиационные учебные центры обратить внимание на включение данного вида подготовки в учебный процесс.

В настоящее время руководство авиакомпании обдумывает создание новой усовершенствованной программы обучения по авиационной безопасности, которая сможет включить в себя реализацию требований нормативно правовых документов РФ, а также более углубленное знание и применение практических навыков экипажа по защите от актов незаконного вмешательства.

Для решения данного вопроса помог, проведенный на форуме, очень полезный мастер-класс «Решение конфликтных ситуаций на транспорте».  Светлана Грунина, эксперт-профайлер, специалист в области оперативной психодиагностики, главный преподаватель экономического факультета МГУ   показала статистику по психотипам попадающих в зону риска, разобрала методику их быстрого выявления. На семинаре обсудили механизмы погашения конфликтов и поведения самого персонала с точки зрения провоцирования сложных ситуаций. В конце семинара всем присутствующим были выданы сертификаты о прохождении мастер-класса.

«Считаю, что при выполнении нашего специфического вида перевозок, обучение в области авиационной безопасности должно носить в себе больше практических действий и решений задач, так сказать «на месте», данный навык повысит стрессоустойчивость в сложных ситуациях и даст уверенность в собственной силе экипажа при решении конфликтов на борту ВС и в аэропортах. Данную точку зрения поддерживает и руководство авиакомпании» - в завершении прокомментировала свой доклад Заместитель Генерального директора по авиационной безопасности Анна Рыбина.