Самолеты в Москве летают над жилыми домами.

По данным столичного Департамента природопользования, 40 районов столицы - практически каждый третий (!) - «подвержены сверхнормативному влиянию авиашума»

Жители трети районов столицы страдают от сверхнормативного авиашума

- Самолет-вертолет, посади меня в полет! - Пятилетний Максим смотрит в небо и повторяет считалочку из моего детства.

- На посадку во «Внуково» заходит! - с видом знатока говорит его бабушка Валентина Сергеевна. - Я как этот гул слышу, сразу проверяю, взяла ли валокордин. У меня от шума давление скачет.

Мы стоим во дворе дома по улице Академика Варги.

- В ясную погоду можно даже номер на борту разглядеть, - продолжает Валентина Сергеевна. - Идем гулять в Тропаревский парк, но и там нет спасения - гудят и гудят!

ТРЕТЬ МОСКВЫ - В ЗАЛОЖНИКАХ?

По данным столичного Департамента природопользования, 40 районов столицы - практически каждый третий (!) - «подвержены сверхнормативному влиянию авиашума» (см. графику).

«Над нами самолеты летают каждые 5 - 10 минут, днем и ночью. Кажется, что их с балкона можно потрогать руками», - пишет в «КП» Сергей из Ясенева.

«Самолеты время от времени кружат уже внутри МКАД - Коньково, Беляево. Причем летают низко, прямо над домами, - пишет Елена. - От грохота дети просыпаются».

Эксперты доказали: авиационный шум опасен.

- Страдают сердечно-сосудистая и нервная системы, - рассказали «Комсомолке» в столичном управлении Роспотребнадзора. - От низкочастотных шумов повышается артериальное давление, нарушается сон, человек становится нервным и раздражительным.

«ПИЛОТЫ СРЕЗАЮТ УГЛЫ»?

Кто же виноват в том, что москвичи мучаются? В столичной мэрии уверены: все дело в авиакомпаниях.

- Самолеты вообще не должны летать над городом, ведь есть санитарные нормы по шуму, - поясняет замдиректора ГУ «Мосэкомониторинг» Евгений Никитич. - Нарушать нормы можно лишь в исключительных случаях. Например, чтобы избежать авиакатастрофы. Но пилоты экономят топливо, чтобы получить премию, и летают над городом как хотят.

Леонид Бочин, глава столичного Департамента природопользования, добавляет:

- Самолеты уклоняются от заданного курса. Снижаются ниже, чем положено, подлетают ближе к населенным пунктам, срезая углы. Превышение нормативов по шуму обычно колеблется в пределах 10 - 15 децибел. Но в дождливую погоду шум усиливается и слышен на расстоянии более 10 км!

Неужели и правда пилоты летают как хотят? Я решил побеседовать с авиаэкспертом.

«МЫ ДЕЛАЕМ ВСЕ, ЧТОБЫ НЕ ШУМЕТЬ»

- Так можно ли самолетам летать над Москвой? - спрашиваю я «небесного диспетчера» столицы - начальника отдела организации воздушного движения и использования воздушного пространства Московского центра АУВД (автоматизированного управления воздушным движением) Ярослава Сухаря.

- Запрещена для полетов гражданской авиации только зона внутри МКАД, да и то не вся. Кое-где, например в районе Теплого Стана, есть как бы вырез - для самолетов, заходящих на посадку во «Внуково» при сложных метеоусловиях. А все районы за МКАД - Зеленоград, Митино, Южное и Северное Бутово и т. д. - в запретную зону не входят. Летать над ними не запрещается.

- Но там ведь тоже люди живут, они хотят тишины...

- Вопрос к застройщикам. Например, когда проектировали и строили аэропорт «Шереметьево», Зеленоград был поселком городского типа. А потом разросся с запада до самого Ленинградского шоссе, перешагнул через него на восток. А ведь аэропорт остался на месте! Штурманская служба аэропорта, конечно, изменила траектории взлета и посадки, чтобы они не проходили над Зеленоградом на малых высотах. Теперь самолеты после взлета сразу поворачивают вправо для обхода жилых кварталов. Но траектория взлета все равно проходит по краю этого округа, в 150 - 350 метрах от Ленинградского шоссе. Развернуться раньше нельзя. Ведь для выполнения разворота самолет должен набрать определенную скорость, иначе он просто свалится.

- Но если нельзя не летать над домами, может, есть способ летать потише?

- Способы есть, и они используются на всех аэродромах. После взлета самолеты на взлетном режиме работы двигателей набирают высоту по самой крутой траектории с максимально возможной вертикальной скоростью. Потом на установленной высоте (240 - 300 метров) пилот уменьшает мощность двигателей для снижения уровня их шума. Этим достигается уменьшение зоны шума в непосредственной близости от аэродрома. Но если взлет выполняется в условиях болтанки, бокового ветра, ограниченной видимости и при других метеорологических явлениях, усложняющих пилотирование, командир самолета в целях безопасности имеет право использовать взлетный режим работы двигателей на свое усмотрение вплоть до достижения безопасной высоты в районе аэродрома. Тогда, конечно, самолет шумит сильнее.

- А правда, что при посадке пилоты экономят горючее и садятся, нарушая схему? Отсюда и шум...


- Нет, установленные схемы захода на посадку, как правило, соблюдаются. Тем более что схему задает диспетчер с земли. Но надо понимать, что выполнять полет строго по обозначенной на схеме линии ни один самолет не в состоянии. Здесь уместно говорить о ширине маршрута для захода на посадку, при которой 95 процентов воздушных судов по возможностям наземного и своего бортового навигационного оборудования способны выполнить полет в пределах ширины данного маршрута. До выхода на посадочную прямую допустимые отклонения вправо-влево от оси маршрута могут составлять 1500 - 2000 метров при скоростях полета 330 - 420 км/час. Отсюда и создается мнение, что если при заходе на посадку один самолет летит левее, а другой правее, то кто-то из них обязательно нарушает установленную схему. Помимо этого, в потоке заходящих самолетов встречаются разные типы воздушных судов, у которых существенно отличаются летно-технические характеристики, и, бывает, один при заходе на посадку догоняет другой. Чтобы сохранить между ними безопасны
й интервал, одному из самолетов приходится отворачивать в сторону. Вот он и отклоняется от схемы. Или, например,   полоса на аэродроме обледенела. В этом случае тормозной путь у самолета больше и интервал между посадками автоматически увеличивается. Один самолет садится, другие ждут в воздухе, вот вам и гул с небес! Кстати, учтите, каждые сутки в течение 12 - 14 часов наши аэропорты работают на пределе пропускной способности взлетно-посадочных полос или воздушного пространства. Любые проблемы на земле оборачиваются тем, что в воздухе скапливается целая очередь самолетов, ожидающих разрешения на посадку.

- А пилоты, стало быть, ничего не нарушают?

- Ну почему, случается. Иногда летчик на 3 - 4 километра заходит в глубь запретной территории. Тогда создается комиссия, проводится расследование, следуют санкции к авиакомпании. В прошлом году мы зафиксировали 18 случаев нарушения порядка использования воздушного пространства.

- Какие компании грешили?

- Разные: и наши, и иностранные. Экипаж одной, помню, что-то недопонял и при взлете грубо нарушил маршрут - не стал обходить Москву, пошел напрямик. Пока диспетчеры его выводили, он уклонился в запретную зону на 4 - 5 км.

- Что грозит нарушителям?

- Их наказывает Росавиация по статье 11.4 Кодекса об административных правонарушениях. Авиакомпанию могут оштрафовать на 250 - 300 тысяч рублей.

- Да, но вы отслеживаете только случаи нарушения авиационных правил. Возможно, их и было всего 18, но ведь самолеты над Москвой и городами области гудят круглосуточно! Только над Зеленоградом и только за три первых месяца этого года, по данным «Мосэкомониторинга», 220 судов превысили допустимый уровень шума на 30% и более. Их вы не штрафуете?

- Нет, это не наша компетенция. А вопрос, повторюсь, к застройщикам. Самолету, чтобы зайти на посадку и попасть точно в полосу, нужна прямая дистанция от 14 до 19 километров. Для набора безопасной высоты после взлета протяженность траектории составляет от 10 до 15 километров. Так вот, вблизи «Внуково», «Шереметьево», «Домодедово», «Быково» у нас практически нет пустого, незастроенного места. Кроме районов Москвы, везде поселки, городки и города Подмосковья... Согласно Воздушному кодексу все, что строится ближе 50 километров к аэродрому, должно согласовываться со старшим авиационным начальником аэродрома. Но чаще это согласование не проводится.

- Сомневаюсь, что строительство прекратится. Скорее аэропорты перенесут...

- Аэродромы «Внуково», «Домодедово», «Шереметьево» необходимы стране, Москве и ее жителям. Аэропорт «Внуково» обеспечивает 14 миллионов пассажиров в год, «Домодедово» и «Шереметьево» - под 20 миллионов. От 500 до 800 взлетов и посадок в сутки летом на каждом аэродроме. Это самые крупные аэропорты России. Ни закрыть, ни перенести их просто нереально, да и глупо.

ДАЕШЬ ДРУГИЕ САМОЛЕТЫ!

Так кто же защитит москвичей от шума самолетов? За наше здоровье отвечает Роспотребнадзор. Звоню туда.

- Мы замеряли авиационный шум в районах вблизи аэропортов. Предельно допустимые уровни превышены в поселках Молжаниново, Шереметьевский и Черкизово.

- Кто-нибудь оштрафован?

- Нет, а как мы можем оштрафовать? При замерах шума невозможно определить, самолет какой авиакомпании шумел, у нас нет такой аппаратуры. Мы можем только фиксировать.

- А запретить новое строительство вблизи аэропортов в ваших силах?

- Да, и мы, кстати, не дали разрешения на такое строительство в поселке Молжаниново. Но ведь не секрет, что у нас могут строить и без всякого разрешения.

Снова тупик. Выход из него подсказывает Ярослав Сухарь.

- Проблему авиашума на Западе решили давным-давно. В Париже, например, сидя в кафе на Елисейских Полях, можно видеть пролетающие прямо над тобой самолеты. Но шума от них даже меньше, чем от автомобилей! В Лондоне взлеты и посадки вообще идут фактически через Букингемский дворец. И на гул никто не жалуется. Просто у них более жесткие требования к самолетам по шуму, и эти требования соблюдаются. Вот и России нужно переходить на более «тихие» лайнеры. 

Замена авиапарка -действительно решение. Но готовы ли мы к нему?

- Даже подержанный «Боинг» стоит не менее 25 миллионов долларов, а новый - все 100 миллионов, - сообщил «Комсомолке» пресс-секретарь одной из авиакомпаний, попросивший не называть его имени. - У нас, конечно, есть «иномарки», но большая часть из них задействована на полетах в Европу. Потому что наши «тушки» и тем более Ил-86 туда просто не пускают. Но не списывать же их! Вот пусть и летают, пока не состарятся, по России да в Египет.

Получается, самолеты над нами так и будут гудеть? Нет, надежда на тишину все-таки есть.

До конца этого года столичные власти планируют сертифицировать уникальную аппаратуру, разработанную в Томском НИИ оптики и атмосферы Сибирского отделения РАН. Она установлена на крыше одного из домов в Зеленограде и способна улавливать не только авиационный шум, но и определять, какой именно самолет шумит - винтовой, реактивный, а также садится он или взлетает. Потом, сопоставив показания аппаратуры и расписание, можно определить, какая именно авиакомпания нарушила правила.

- Эти данные мы станем передавать в Роспотребнадзор и Росаэронавигацию, а они будут штрафовать нарушителей, - сообщили нам в «Мосэкомониторинге».

Если самолет отклонился от курса, авиакомпанию ждет штраф до 300 тысяч рублей. Если он превысил допустимый уровень шума - либо штраф до 20 тысяч рублей, либо (согласно ст. 6.3 Административного кодекса) приостановление деятельности на срок до 90 суток. Подозреваю, что после нескольких штрафов и «приостановления деятельности» авиакомпании задумаются о покупке «тихих» самолетов. Кстати, аппаратуру, замеряющую шум, власти Москвы хотят установить еще и в Солнцеве, и Южном Бутове. Это значит, что можно будет контролировать шум от самолетов во «Внуково» и «Домодедово».

НА ЗАМЕТКУ

Ил-86 шумит, как поезд метро

Громкость разных источников (в децибелах):

Речь человека -  45 -  55

Шум от транспорта в час пик -   70 -  80

Низко летящий самолет -   85 -  95

Грохот поезда метро -   90 - 100

Шум, при котором можно получить акустическую травму, -  120 - 140

Санитарная норма по шуму для жилья:

ночью - не более 45

днем - не более 55

КАКИЕ РАЙОНЫ СТРАДАЮТ ОТ ШУМА

Никита МИРОНОВ 

Источник: Комсомольская правда