Мнение эксперта: эволюция деловой авиации в Африке

Деловая авиация в Африке перестала быть символом привилегий, она стала краеугольным камнем связей, торговли и развития. На континенте, где география, инфраструктура и расстояние часто ограничивают мобильность, деловая авиация стала незаменимым инструментом прогресса. Деловая авиация в Африке – это не роскошь, это доступ, прогресс и эволюция разрозненных стран, расположенных на огромном континенте, пишет председатель Африканской ассоциации деловой авиации Давит Лемма в Aviation Week.

Стратегический фактор, способствующий успеху, а не роскошь.

FAA кратко определяет деловую авиацию как «использование воздушного судна в качестве делового инструмента для экономии времени». Это определение не является исчерпывающим, в нем не говорится об использовании Bombardier или Gulfstream, то есть бизнес-джета; в нем четко указано «воздушное судно». В Африке это различие имеет огромное значение. Деловая авиация выходит далеко за рамки корпоративных самолётов и включает в себя турбовинтовые самолёты, вертолёты и беспилотные системы, выполняющие важные экономические и гуманитарные функции. От аэропорта Уилсон в Найроби, где операторы переключаются между регулярными рейсами, чартерными миссиями и медицинской эвакуацией, до дронов Zipline в Руанде, доставляющих кровь и медикаменты, деловая авиация соединяет людей и открывает возможности в обширных и часто отдаленных регионах. В Африке речь идёт не о роскоши, деловая авиация является фактором развития.

Развенчание устаревших стереотипов

На протяжении десятилетий Африку рассматривали как «свалку» для старых самолётов и вторичного использования. Это представление устарело. Континент ежегодно получает свою долю новых или «свежих» самолётов со вторичного рынка, поступающих в эксплуатацию по всему миру, и отмечается, что их количество растет, а отраслевые прогнозы указывают на Африку как на растущую экономику деловой авиации. Столь же устарело и представление о том, что в Африке отсутствует значимый рынок деловой авиации. Размер авиапарка континента сопоставим с размерами флотов Южной Америки и Юго-Восточной Азии, а его экономики, многие из которых входят в число самых быстрорастущих в мире, представляют собой динамичные возможности для развития связей и инвестиций. Увеличение притока инвестиций со всех уголков мира делает деловую авиацию необходимой, поскольку огромные размеры территории и отсутствие физических наземных транспортных сетей подчеркивают необходимость гибкости деловой авиации.

Примеры миссий деловой авиации в Африке демонстрируют новую перспективу для отрасли – богатую, разнообразную и полную потенциала. Взять, к примеру, фермера, летающего на Cessna 172 не только для управления своим ранчо, но и для поездок в города с целью торговли скотом и выхода на новые рынки; подразделения по борьбе с браконьерством, патрулирующие обширные заповедники на вертолётах; гуманитарные команды, прибывающие в общины, изолированные из-за катастрофических событий; или беспилотные летательные аппараты, проводящие обследования инфраструктуры. В дополнение к более привычным операциям в сфере пассажирских перевозок и деловой авиации, эти примеры в совокупности иллюстрируют, как этот сектор меняет мобильность, эффективность и социальное воздействие в Африке.

Региональные различия, общие факторы

Подобно тому, как разнообразие видов деловой авиации определяется определёнными потребностями, ландшафт деловой авиации в Африке также фрагментирован и формируется под влиянием различных региональных преимуществ и экономических факторов.

Южная Африка остается наиболее зрелым рынком, поддерживаемым стабильным регулированием, развитой инфраструктурой и опытными операторами. Она отражает западные операционные модели и служит основной точкой входа для международной деловой авиации.

В Западной Африке постоянно наблюдается высокий спрос на удобство деловой авиации. Экономический рост региона обусловлен нефтегазовым и энергетическим секторами. Несмотря на ограничения, связанные со сложностью регулирования и недостатками инфраструктуры, ключевые авиационные хабы, включая Лагос, Аккру и Дакар, продолжают развиваться, превращаясь в надёжные центры деловой авиации. Появление новых игроков на рынке продолжает поддерживать этот недостаточно освоенный регион.    

Восточная Африка находится на подъёме, чему способствуют туризм, гуманитарные миссии и региональные институты, такие как Африканский Союз. Аддис-Абеба и Найроби являются опорой динамичного, но в то же время консолидирующегося рынка. В этом регионе самолет Cessna Caravan – настоящая рабочая лошадка восточного неба, выступающая связующим звеном между экономическим развитием и новыми возможностями.

Северная Африка, расположенная между Европой и рынками стран Африки к югу от Сахары, получает выгоду от туризма и состоятельных частных пользователей. Такие страны, как Марокко, активно инвестируют и продвигают свои преимущества в сфере труда, недвижимости и рабочей силы. Однако бюрократия и устаревшие системы часто ограничивают гибкость, и в регионе базируется мало деловых воздушных судов.

Хотя каждый регион развивается по своей собственной траектории, все они имеют общую черту: восходящую тенденцию, направленную на повышение профессионализма, улучшение инфраструктуры и признание того, что деловая авиация является мультипликатором экономической эффективности.

Дальнейший путь: от необязательного к необходимому

Путь вперед ясен, но сложен и сопряжен со своими препятствиями. Для поддержания роста Африке необходимо гармонизировать нормативные акты, инвестировать в инфраструктуру за пределами крупных транспортных узлов и расширить кадровый резерв квалифицированных специалистов в области авиации. Необходимо изменить восприятие на местном и международном уровнях. Деловая авиация должна рассматриваться не как роскошь, а как неотъемлемая часть торговли, оказания медицинской помощи и национальной устойчивости. Когда врач добирается по воздуху до отдаленной деревни, когда гуманитарная помощь доставляется по затопленным дорогам или когда предприниматели соединяют отдаленные столицы и укрепляют экономику, деловая авиация в Африке приносит ощутимую пользу.

В мае Давит Лемма был назначен председателем Африканской ассоциации деловой авиации (AfBAA). Лемма является основателем и генеральным директором Krimson Aviation Holdings и имеет 25-летний опыт работы в деловой авиации. Он имеет лицензию коммерческого пилота и сертификат FAA по ремонту планеров и силовых установок.