Поставки Falcon 10X начнутся в 2025 году

Компания Dassault Aviation примет активное участие в выставки NBAA-BACE2021, которая стартует на этой неделе в Лас-Вегасе. Одним из самых ярких экспонатов, безусловно, станет макет пассажирского салона новейшего бизнес-джета Falcon 10X, который французский производитель запустил в мае этого года.  

Хотя 10X адаптирует многие функции из более ранних версий семейства Falcon, он также ломает стереотипы во многих отношениях, и Falcon 10X обещает стать уникальной версией со свойственными только ему характеристиками. Еще до начала выставки французы подтвердили, что новый самолет будет введен в эксплуатацию в 2025 году, а также раскрыли новые детали будущего флагмана.

Итак, давайте пройдемся по самолету. Новый сверхдальний бизнес-джет будет оснащаться парой турбовентиляторных двигателей Rolls-Royce Pearl 10X (Pearl 10X является вариантом двигателей для G700 и G800, а также Global 5500 и 6500, прим.ред.) и имеет кабину объемом 2780 кубических футов (76,5 кубическим метров), что выгодно отличает его от конкурентов, так как он может похвастаться самым большим поперечным сечением среди «одноклассников». Самолет имеет высоту салона 6 футов 8 дюймов (2,03 м) и ширину 9 футов 1 дюйм (2,77 м). Для сравнения: кабина Gulfstream G700 имеет ширину 8 футов 2 дюйма и высоту 6 футов 3 дюйма; Bombardier Global 7500 имеет ширину 8 футов и высоту 6 футов 2 дюйма. Объем кабины всех трех реактивных самолетов примерно одинаков – около 2700 кубических футов, и хотя опубликованная дальность действия Global 7500 составляет 7700 морских миль, на 200 морских миль больше, все три имеют цену около $75 млн. (в ценах 2021 года).

Несмотря на то, что 10X очень похож на классический Falcon, конструктивно он будет сильно отличаться от своих старших братьев, с композитным крылом из углеродного волокна, сделанным из материалов, аналогичных тем, которые используются в истребителе Rafale. Основным изменением конструкции 10X является T-образная конфигурация оперения, отказ от характерных крестообразных и наклоненных вниз горизонтальных стабилизаторов на более ранних Falcon.

Также новинкой для 10X является добавление к цифровой системе управления полетом (DFCS), одинарного рычага управления двигателем Smart Throttle, который был тщательно протестирован во время кампании летных испытаний 7X в прошлом году. Добавление Smart Throttle к DFCS позволит добавить режим восстановления полета, новую функцию для самолетов Falcon. Smart Throttle в DFCS обеспечивает полный контроль над всеми аспектами управления полетом и двигателями, управляемыми Fadec, что делает возможным режим восстановления - возвращение 10X к стабильному полету после сбоя в любой конфигурации, когда пилот нажимает кнопку восстановления на панели приборов. Это шаг вперед, который может помочь предотвратить превышение скорости, срыв и другие отклонения, и система более универсальна, чем кнопки уровня в некоторых современных автопилотах. Включение режима восстановления может также привести к добавлению автоматической системы предотвращения столкновений с землей (AGCAS), которая может автоматически восстанавливать воздушное судно, если его траектория направлена в сторону столкновения с землей. Единый рычаг управления двигателем, режим восстановления и AGCAS входят в стандартную комплектацию истребителей Dassault Rafale. DFCS 10X имеет дополнительные функции, в том числе мягкий уход на второй круг и «комфортный» набор высоты и снижения, призванные сделать полет для пассажиров более комфортным во время маневрирования. Smart Throttle также помогает улучшить процедуры взлета с пониженной тягой и снижения шума. В Smart Throttle также встроены элементы управления воздушным тормозом и реверсором тяги. Отдельные органы управления позволяют пилоту управлять каждым двигателем индивидуально, например, после столкновения с птицей, когда необходимо настроить поврежденный двигатель на минимальную вибрацию. Пилоты смогут использовать автопилот и автомат тяги для маневров с максимальной производительностью, таких как уход от сдвига ветра и разрешение TCAS. Автомат тяги будет работать до приземления.

Авионика Honeywell Falcon 10X будет интегрирована с единым рычагом управления двигателями Smart Throttle. В 10X интерфейс пилота меняется на сенсорные дисплеи на приборной панели, обновленную версию авионики на базе Honeywell Primus Epic, которая долгое время была основным продуктом Falcon. Существует новая графическая система управления полетом с режимами фазы полета, которые значительно упрощают планирование и управление полетом, аналогично тому, что Gulfstream сделала в G400/G800. Упрощенные контрольные списки включают автоматическое определение многих положений переключателя для повышения эффективности.

В дополнение к четырем 14-дюймовым сенсорным дисплеям кабина экипажа также будет иметь четыре дополнительных девятидюймовых сенсорных экрана для таких функций, как электронная полетная сумка FalconSphere и других функций. Верхняя панель намного меньше, со многими переключателями и элементами управления, относящимися к сенсорным дисплеям. Устройства управления курсором остаются на месте, обеспечивая альтернативный механизм управления, либо для пилотов, которые предпочитают это сенсорным экранам, либо для тех случаев, когда турбулентность затрудняет использование сенсорных экранов.

Двойные проекционные дисплеи FalconEye (HUD) и улучшенная система обзора полета возьмут на себя новую роль, удвоившись в качестве основных инструментов. Это означает, что пилот сможет обращаться исключительно к HUD, не глядя на дисплеи, расположенные сверху вниз, и это открывает пространство для отображения на панели для других целей. Компания Dassault ожидает, что с помощью FalconEye будет возможность «EVS-посадка», что позволит выполнять заход на посадку в условиях плохой видимости и отсутствия естественного обзора за пределами самолета.

Что касается нового реактивного двигателя, то Pearl 10X будет развивать тягу более 18 000 фунтов при снижении удельного расхода топлива на 5% по сравнению с двигателями предыдущего поколения. Двигатель имеет лопаточно-дисковую (лопастную) конструкцию вентилятора и 10-ступенчатый компрессор с шестью ступенями моноблоков. Камера сгорания со сверхнизким уровнем выбросов снижает шум и выбросы, а двухступенчатая турбина высокого давления имеет конструкцию без кожуха. Испытания будут включать использование 100-процентного экологически чистого авиационного топлива (SAF).

С грузоподъемностью 115 000 фунтов, 10X будет нести 51 700 фунтов топлива и иметь полезную нагрузку 6 500 фунтов. При скорости 0,85 Маха бизнес-джет сможет достичь дальности полета 7500 морских миль или 13900 км (все показатели производительности являются предварительными). Максимальная эксплуатационная скорость составит 0,925 Маха, но 10X по-прежнему сможет взлетать с максимальным весом при сбалансированной длине ВПП менее 6000 футов и выполнять крутые заходы на посадку. По прогнозам, посадочная дистанция составит менее 2500 футов.

У Falcon 10X будет самый большой и комфортабельный салон на рынке, и он будет предлагать большую модульность, чем любой другой самолет этого класса, с возможностью выбора нескольких внутренних конфигураций. 10X достаточно большой, чтобы вместить четыре зоны равной длины, но владельцы могут настроить свою кабину для создания действительно индивидуального интерьера, включая, например, расширенную обеденную/конференц-зону, специальную развлекательную зону с большим экраном, частную каюту с кроватью размера «queen-size» или большую мастер-каюту с отдельным душем.  10X будет иметь совершенно новый фюзеляж с 38 иллюминаторами, которые почти на 50% больше, чем у Falcon 8X.