Daher поставил первый ТВМ 960

На прошлой неделе в рамках выставки Aero Friedrichshafen в Германии компания Daher поставила немецкому бизнесмену первый новый однодвигательный турбовинтовой самолет TBM 960. Самолет был продан дистрибьютором Daher Rheinland Air Service и будет использоваться для корпоративных перевозок.

По словам Николаса Чабберта, старшего вице-президента авиационного подразделения Daher и генерального директора Daher Aircraft и Kodiak Aircraft, французский производитель продал все слоты на TBM 960 до сентября 2023 года. «У нас невероятный успех», — сказал он, добавив: «Мы изо всех сил пытаемся получить детали для нашей цепочки поставок. Это большой вызов». Чабберт ожидает, что в этом году Daher поставит 60 TBM 960, но, если бы цепочка поставок не была ограничена, компания могла бы произвести до 75 самолетов.

Следующей большой задачей является сертификация TBM 960 в FAA, чтобы начать поставки на крупнейший рынок компании. «Мы готовы к поставкам», — сказал он. В прошлом году Daher передал клиентам 68 самолетов, в том числе 49 TBM 940, два TBM 910 и 17 Kodiak.

Напомним, что в начале апреля Daher представил турбовинтовой самолет последнего поколения TBM 960. Заменив TBM 940 в модельном ряду компании, самолет стоимостью примерно $4,57 млн оснащен более эффективным двигателем Pratt & Whitney Canada PT6E-66XT с пятилопастным композитным винтом и цифровым электронным управлением тягой.

С запуском нового самолета семейства TBM теперь компания предлагает две версии — TBM 910 и 960. Французский производитель сообщил, что сертификация EASA для 960 уже завершена, а одобрение FAA находится на рассмотрении.

Дополнительный пакет салона Prestige повышает цену примерно до $4,8 млн и добавляет новую систему экологического контроля (ECS), светодиодное освещение и окна с электронным затемнением. Этот салон премиум-класса также включает другие усовершенствования, такие как новые эргономичные кресла, разъемы USB-A и C, подстаканники и крючки для гарнитуры в каждом из шесть мест самолета.

По словам Daher, запуск двигателя PT6E-66XT полностью автоматизирован после активации одного переключателя. Кроме того, рычаг управления электронной дроссельной заслонкой использует одно переднее положение от взлета до посадки, а двухканальная цифровая система управления двигателем и винтом оптимизирует характеристики силовой установки на всех этапах полета, снижает нагрузку на пилота и увеличивает срок службы двигателя.

Пятилопастной винт Hartzell Raptor, полностью интегрированный в силовую установку, специально разработан для снижения общего веса и улучшения взлетных характеристик, набора высоты и полета на крейсерской скорости, а также для снижения шума и вибраций. Уровень шума при взлете составляет 76,4 децибел, что соответствует строгим международным стандартам.

Характеристики нового самолета примерно такие же, как у TBM 940, включая максимальную скорость 330 узлов на эшелоне 280 и максимальную дальность полета 1730 морских миль на скорости 252 узла. Взлетный вес TBM 960 увеличился на 221 фунт до 7615 фунтов, чтобы компенсировать потяжелевший на 140 фунтов салон Prestige.

В кабине экипажа нового TBM 960 сохраняется комплект авионики Garmin G3000 от модели 940 с электронной стабилизацией, защитой от снижения скорости, режимом аварийного снижения и функцией автоматической посадки HomeSafe, но добавляет доплеровский метеорологический радар Garmin GWX 8000 с прогнозированием гроз и града и обнаружением турбулентности. Также впервые используется передатчик данных Garmin GDL 60, который позволяет автоматически загружать базу данных и связываться с мобильными устройствами.