Иск, поданный Flexjet против аэрокосмического гиганта Honeywell, в случае победы может привести к выплате долевому оператору компенсации в размере до $1,1 млрд, что подчеркивает давние проблемы в сфере технического обслуживания деловой авиации.
Спор, возникший в 2023 году, связан с Соглашением о техническом обслуживании (MSA) 2019 года, в соответствии с которым Honeywell отвечала за обслуживание и ремонт двигателей, установленных на нескольких типах самолётов Flexjet. Согласно судебным документам, по состоянию на начало 2023 года около 60% парка Flexjet, насчитывающего 271 самолёт, были оснащены двигателями Honeywell HTF.
Flexjet утверждает, что неоднократные задержки в ремонте двигателей, в некоторых случаях превышающие разрешенные по контракту сроки выполнения работ, составляющие от четырех до 30 дней, являются нарушением условий соглашения. Согласно соглашению MSA, в качестве неустойки за каждый задержанный двигатель может взиматься штраф в размере $30000 в день.
Этот случай проливает свет на более масштабные проблемы в деловой авиации, которая и так боролась с нестабильностью цепочек поставок и нехваткой рабочей силы задолго до того, как пандемия COVID-19 спровоцировала резкий рост спроса. Еще до 2020 года производители и провайдеры ТОиР работали в условиях стагнации рынка после мирового финансового кризиса 2008 года.
Между тем, чартерные и долевые самолёты с высоким налётом стали играть всё более важную роль в отрасли, на их долю пришлось 48,5% всех лётных часов бизнес-джетов в 2019 году по сравнению с 43,5% десятилетием ранее. По данным ARGUS, к 2024 году на чартерных и долевых операторов приходилось более половины всего трафика деловой авиации. Более интенсивная эксплуатация этих самолётов привела к ускорению их износа, а также к увеличению спроса на капитальный ремонт двигателей и запасные части.
В иске упоминается сервисный бюллетень Honeywell за 2018 год, посвященный дефектным подшипникам № 4, который способствовал повсеместному дефициту компонентов и задержкам в капитальном ремонте двигателей нескольких типов в годы, предшествовавшие пандемии.
Проблемы с набором квалифицированных специалистов усугубляют ситуацию, поскольку отрасль испытывает трудности с привлечением новых технических специалистов на фоне продолжающегося общественного внимания к путешествиям на частных самолётах.
Для отрасли, где первостепенное значение имеют быстрая оборачиваемость и надежность, спор Flexjet и Honeywell подчеркивает, как узкие места в техническом обслуживании — и договорные штрафы — могут иметь многомиллионные последствия.