Новые и модернизированные самолёты призваны обеспечить будущее бизнес-авиации

Может показаться, что производители замедлили темпы разработки новых самолётов, но за кулисами всегда происходит гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. В 2025 году мы не только увидели анонсы двух новых программ, в том числе от нового производителя и от возрождающейся компании (Otto Aerospace и SyberJet), но и традиционные производители проявили достаточную активность.

В этом году стратегия Gulfstream Aerospace по обновлению всех своих моделей достигла кульминации: в апреле была сертифицирована замена G650 – сверхдальний G800. Gulfstream также недавно представила G300, который заменит G280. Производство самолёта, который может появиться на рынке в начале 2028 года, уже ведется.

Что касается новых бизнес-джетов, преодолевших порог сертификации, то наблюдается определенная активность, включая G800, три джета Cessna Citation от Textron Aviation и скоростной Global 8000 от Bombardier. В начале ноября Global 8000, ставший самым быстрым бизнес-джетом, когда-либо сертифицированным со скоростью 0,95 Маха, получил сертификат Transport Canada.

Продолжается разработка самого большого и дальнего самолёта Dassault Aviation Falcon 10X, который пройдет сертификацию и поступит в эксплуатацию не ранее конца 2027 года.

Следующим проектом Honda Aircraft станет Echelon, который обещает характеристики среднего джета в лёгком классе. Компания уже собрала металлическое крыло для нового Echelon в своей штаб-квартире в Гринсборо, штат Северная Каролина, а на очереди – композитный фюзеляж, который был изготовлен по субподряду. Echelon будет отличаться фирменным дизайном HondaJet с расположенным над крылом двигателем.

Компания Textron Aviation ускорила темпы обновления линейки своих бизнес-джетов, и недавно сертифицированные Cessna Citation CJ3 Gen2 и M2 Gen2 теперь оснащены системой автомата тяги Garmin. За обоими моделями в 2027 году последуют модели Gen3, оснащенные Garmin Autoland. Чтобы не отстать, CJ4 Gen3 успешно проходит лётные испытания, и в 2026 году ожидается его сертификация. Эта модель будет оснащена новым комплектом авионики Garmin G3000 Prime с сенсорным экраном.

Совсем недавно новая версия популярной серии XLS – Ascend с плоским полом – получила одобрение FAA. Сертификация однодвигательного турбовинтового Denali назначена на следующий год, после одобрения двигателя GE Catalyst в феврале 2025 года.

Тем временем Embraer сохранит молчание в отношении разработки новых самолётов, но на выставке NBAA-BACE в октябре президент и исполнительный директор Embraer Executive Jets Майкл Амальфитано признал, что компания активно изучает возможность выхода на рынок бизнес-джетов с большим салоном. Никаких дополнительных подробностей предоставлено не было, хотя он и сказал, что Embraer не будет торопиться с таким проектом.

В этом году сертификацию FAA получили две модификации популярных высокопроизводительных однодвигательных турбовинтовых самолётов: Epic Aircraft E1000 AX и Pilatus PC-12 Pro.

Epic E1000 AX получил несколько обновлений, в том числе автомат тяги, Garmin Autoland, автоматический демпфер рыскания, электронное удержание тормоза и Garmin GDL 60 с дистанционным подключением PlaneSync. Другие усовершенствования включают в себя литий-ионную аккумуляторную батарею True Blue Power, окна CoolView для защиты от ультрафиолета и теплоизоляции, а также дополнительную спутниковую связь Starlink со стационарной мини-антенной Starlink. В число других опций входят Garmin 3D SafeTaxi и метеорологический радар GWX 8000 StormOptix.

Компания Pilatus Aircraft стала первым производителем с комплектом авионики Garmin G3000 Prime, а PC-12 Pro оснащен пятью сенсорными дисплеями, которые заменяют авионику Honeywell Apex на NGX. Как и многие другие высокопроизводительные турбовинтовые самолёты, PC-12 Pro оснащен функциями Garmin автомата тяги и Autoland, но при этом он также имеет увеличенную на 45 кг полезную нагрузку, дополнительные опции салона и специальные схемы окраски.

По-настоящему новый проект анонсирован в июне, когда компания Otto Aerospace представила модель Phantom 3500, над созданием которой дизайнеры компании работали в течение предыдущих трёх лет. Разработанный в соответствии с Part 23 для обеспечения характеристик суперсредних джетов, Phantom 3500 имеет максимальный взлётный вес 19000 фунтов (8165 кг) и объём салона более 800 куб. футов (275 куб.м.), что намного больше, чем у обычных лёгких самолётов, и внутренние размеры также значительно больше. По данным Otto, высота салона составляет 6,4 фута, а ширина – 7,5 фута, что больше, чем даже у среднестатистического джета суперсреднего размера. Самолёт, рассчитанный по стандарту NBAA на дальность полёта 3200 морских миль (для четырёх пассажиров), будет оснащен двигателями Williams International FJ44-4 и обеспечивать максимальную крейсерскую эффективность на максимальной высоте полёта FL510.

Интересной особенностью Phantom 3500 являются его окна, точнее их отсутствие. За исключением обязательного смотрового окна на аварийном выходе из туалета в кормовой части, обшивка фюзеляжа аэродинамически гладкая, что способствует ламинарному обтеканию (как и крылья), и в салоне отсутствуют иллюминаторы. Пассажиры смогут наблюдать за внешним миром с помощью камер, которые будут выводить изображение на большие дисплеи с разрешением 4K, расположенные на стенах и потолке салона.

Еще одним сюрпризом в этом году стало возрождение программы SyberJet бывшим генеральным директором Nikola Тревором Милтоном, который приобрел программу два года назад. С удлинённым на 1,2 м фюзеляжем снятый с производства SJ30-2 будет переименован в SJ36 и оснащён более мощными двигателями, новой авионикой собственной разработки и электродистанционной системой управления полётом. Первый полёт девятиместного SJ36 стоимостью $14 млн запланирован на 2027 год, а сертификация FAA – на 2032 год.