Эксперты рассказали, что спасет вертолетную отрасль России

Санкционный кризис стимулирует развитие внутрироссийских вертолетных перевозок. Из-за сокращения поставок техники за рубеж, производители могут сконцентрироваться на локальном рынке. Ассоциация вертолетной индустрии, в свою очередь, обратилась в Минтранс и Минпромторг с просьбой облегчить покупку отечественной техники.

Российские вертолеты – одни из лучших в мире, и огромный объем машин до недавнего времени поставлялся на экспорт, говорят эксперты. Их охотно покупали и в Европе, и даже в Америке, а в условиях экономической войны, развернутой против России, страна лишилась огромного сегмента мирового рынка. И, видимо, надолго. Что касается «внутреннего потребления», то наш рынок не столь развит, вертолеты относятся к авиации общего назначения, а на законодательном уровне, по словам специалистов, очень ограничен в своих возможностях и перспективах. Прежде всего, в смысле коммерческого использования вертолетов. Отсюда и необходимость мер поддержки, о которых просят представители отрасли. Предложения Ассоциации разбиты на два блока - это экстренные антикризисные меры, а также долгосрочные. Прежде всего, по словам авторов письма, которое цитируют «Ведомости», необходимо решить вопрос с субсидированием процентных ставок по кредитам на пополнение оборотных средств «в размере ключевой ставки ЦБ», субсидировать лизинговые платежи за российские вертолеты, а также предоставить отсрочку по уплате НДС и налога на прибыль на один год. Исполнительный директор общественной организации «Мир Авиации» Александр Соловьев видит и другое решение проблемы.

Исполнительный директор общественной организации «Мир Авиации» Александр Соловьев: «Есть путь очень простой, фактически не требующий больших государственных вложений – нужно поменять законодательство авиации общего назначения. Разрешить ее коммерческое использование, разделить ее на частное и корпоративное, обеспечить контроль безопасности полета, наземной инфраструктуры силами МВД. Соответственно, там нужно создавать соответствующую службу, освобождать от этого федеральное агентство воздушного транспорта. Ну и самое главное – разрешить коммерческое использование. Если будет разрешено коммерческое использование малой авиации, то туда польются деньги бизнеса, самих авиаторов, которые хотят летать, которые хотят перевозить пассажиров – в первую очередь, это вертолеты, которых сейчас достаточно много в стране. Поэтому изменение действующего законодательства, принятие соответствующих решений на государственном уровне могло бы привести к тому, что деньги нашего российского бизнеса хлынут туда».

Что касается пропорций использования вертолетов в коммерческом и государственном сегменте, то, по словам экспертов, они примерно одинаковы во всем мире. В Европе, по данным аналитиков, около пяти тысяч бортов представляют магистральную авиацию, а пятьдесят тысяч, то есть в 10 раз больше – это малая авиация, которая занимается коммерческими перевозками вроде аэротакси, которые связывают около 300 городов во всем ЕС авиационными линиями. Подобная ситуация и в США, где более 70% налогов в госбюджет от различной авиационной деятельности идет именно из малого, коммерческого ее сегмента.

Что касается Петербурга, то на данный момент в городе функционирует 16 авиакомпаний – это и частные, и государственные организации авиации общего назначения. Все полеты над городом регламентирует комитет по транспорту. Подробнее об этом рассказывает Директор петербургского Агентства внешнего транспорта Александра Бахмутская:

Директор петербургского Агентства внешнего транспорта Александра Бахмутская: «Что касается регулирования отрасли, то комитет по транспорту выдает разрешения на использование воздушного пространства в зоне ограничения полетов над Санкт-Петербургом, а также в установленных случаях в запретных зонах над Санкт-Петербургом. В интересах города установлено три запретные зоны и одна зона ограничения. Есть административная процедура: если этот вертолет планирует использовать воздушное пространство в запретных зонах или в зоне ограничения, или выполняет авиационную работу, то да, нужно получать разрешения комитета по транспорту. Все пользователи воздушного пространства в курсе этой процедуры».

Отметим, что правительство России в условиях санкций уже активно поддерживает авиаотрасль. За 2022 год компаниям и аэропортам будет выделено в общей сложности 311 миллиардов рублей. По словам замминистра экономического развития Ильи Торосова, первые 20 миллиардов направят на компенсацию недополученных доходов из-за возврата билетов в связи с отменой рейсов. Также полтора миллиарда получат закрытые аэропорты на юге России в качестве компенсации расходов за март и апрель.

Источник: Business FM Санкт-Петербург