Будущее аэромобильности: эксперт МАИ Максим Калягин – о перспективах России в гонке за летающим такси

Концепция летающего такси не одно десятилетие занимала умы инженеров по всему миру. Но именно сейчас некоторые страны стоят на пороге научно-технического прорыва. В настоящее время в мире разрабатывается свыше 200 проектов летательных аппаратов, предназначенных для перевозки людей в городских условиях. Как считает главный конструктор Центра «Беспилотные летательные аппараты» Московского авиационного института Максим Калягин, у России есть все шансы занять ведущие позиции в этой гонке высоких технологий.

«Для междугородних перевозок или, к примеру, трансфера пассажиров между аэропортами Шереметьево и Домодедово, требуются аппараты гибридной схемы, ориентированные на самолётный режим полёта. Сейчас этот класс характеризуется аббревиатурой VTOL (Vertical Takeoff and Landing). В него, среди прочего, входят летательные аппараты мультироторной схемы, использующие для полёта электрические технологии – eVTOL (Electric Vertical Takeoff and Landing). Они станут оптимальным решением для перемещений в пределах города на расстояния до 20-25 километров», – отмечает Максим Калягин.

eVTOL – электрический самолёт вертикального взлёта и посадки. Такая особенность минимизирует зависимость от аэропортов и позволяет использовать его в мегаполисах с перегруженными дорогами, существенно сокращая время в пути.

«В сфере городской аэромобильности eVTOL конкурируют с вертолётами. Среди их преимуществ – более низкий уровень шума, отсутствие вредных выбросов и меньшая стоимость перелёта. Помимо пассажирских перевозок, решения логистических задач и обслуживания экстренных служб, предполагается использование этих аппаратов для туристических полётов, в рекламных целях – например, для демонстрации видов из окон в строящихся высотных зданиях – и в качестве элемента мультимодальных транспортных систем», – говорит Максим Калягин.

Результаты социологических опросов в России показывают, что более 25% респондентов уже готовы воспользоваться услугами аэротакси. А это значит, что психологический барьер, связанный со страхом доверить свою жизнь машине, почти пройден. Среди отечественных разработчиков, наиболее близких к выпуску летающего такси на рынок, эксперт МАИ называет компании HoverSurf, «Транспорт Будущего» и «Эколибри». Первые две уже показывали летающие демонстраторы технологий, выполненные по мультироторной схеме, но о планах по их разработке и серийному производству пока ничего не известно. Третья продемонстрировала свою модель eVTOL, выполняющую взлёт при помощи подъёмных двигателей и горизонтальный полёт с применением гибридной силовой установки, и даже заявила о планах по её сертификации.

«Отечественные разработчики eVTOL обладают всеми необходимыми компетенциями в области создания конструкций с высокой весовой отдачей, гибридных двигателей, систем управления, силовой электроники. Однако развитие проектов сдерживается высокой стоимостью процесса разработки и производства, необходимостью прохождения сложных сертификационных процедур и нормативными барьерами – запретом на полёты над крупными городами РФ», – добавляет эксперт МАИ.

Тем не менее, несмотря на все сложности, перспективы развития аэротакси в России выглядят многообещающими. Уже решается вопрос снятия нормативных барьеров. Над этим в рамках национального проекта «Беспилотные авиационные системы» совместно работают представители федеральных органов исполнительной власти, производители, эксплуатанты БЛА и научные организации. Со слов эксперта МАИ, пилотное внедрение аэротакси в России возможно в 2027–2029 годах, а полноценный бизнес может быть запущен лишь в 2030–2035 годах.