Антироссийские санкции в сделках с деловыми самолетами

Джонатан М. Эпштейн (партнер) и Либби Блоксом (юрист) из американской юридической фирмы Holland & Knight LLP дают общий обзор санкций по сделкам с самолетами из России по состоянию на 10 мая 2022 г.

США, Европейский союз (ЕС), Великобритания и многие другие страны ввели аналогичные, но не обязательно идентичные санкции в отношении России. В сделках с деловыми самолетами могут быть задействованы законы о санкциях нескольких юрисдикций.

Санкции и ограничения экспортного контроля, затрагивающие авиацию, включают:

  • Санкции, блокирующие активы и запрещающие операции с некоторыми российскими компаниями и физическими лицами, а также с имуществом, которым владеют или контролируют такие компании и физические лица. Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) присвоило ряду таких лиц статус граждан особых категорий (SDN). Кроме того, Министерство юстиции США (DOJ) создало Целевую группу KleptoCapture, целью которой является арест имущества SDN, и другие страны также активно стремятся заблокировать имущество (включая самолеты и яхты), принадлежащее олигархам, находящимся под санкциями.
  • Экспортный контроль, как правило, запрещает экспорт или реэкспорт гражданских самолетов и их частей в Россию или для использования в России. Хотя есть некоторые исключения для рейсов нероссийских авиакомпаний в Россию, со 2 марта 2022 года любые рейсы в Россию или из России на самолетах, принадлежащих, эксплуатируемых, зафрахтованных или арендованных российским гражданином, будут нарушать законы США об экспортном контроле. На сегодняшний день Министерство торговли США выявило около 150 российских самолетов (в основном коммерческих), нарушивших эти законы.
  • Многие российские банки были обозначены как SDN и/или заблокированы законодательством других стран, в то время как некоторые российские организации подверглись более ограниченным санкциям. Это означает, что денежные переводы с участием российских организаций, которые осуществляются через российские банки, могут быть заблокированы или отклонены западными банками.
  • Ограничения воздушного пространства ограничивают полеты как между Россией и некоторыми странами, так и полеты определенных российских лиц в национальном воздушном пространстве США. Федеральное управление гражданской авиации (FAA) пояснило, что в США это последнее ограничение применяется только к самолетам, принадлежащим, арендованным или зафрахтованным российским гражданам, которые были указаны в списке подсанкционных лиц, а не ко всем россиянам. Ограничения в ЕС и Великобритании намного шире.
  • Санкции ЕС и Великобритании запрещают лизинг или страхование самолетов для использования в России, а также предоставление технического обслуживания или технической поддержки самолетам, принадлежащих или эксплуатируемых гражданами России.
  • 8 мая 2022 г. США запретили гражданам США предоставлять бухгалтерские, трастовые услуги, услуги по созданию компаний или консультационные услуги по вопросам управления любому лицу, находящемуся в России 7 июня 2022 г. или после этой даты, в дополнение к требованию о прекращении существующих отношений. Кроме того, OFAC определило, что лица, не являющиеся гражданами США, могут быть подвергнуты санкциям за предоставление этих услуг лицам в России, даже если нет связи с США.

Красные флажки в сделках с воздушными судами

В международных сделках с воздушными судами покупатели, брокеры и юристы должны быть готовы к информации о наличии связи с Россией. Некоторые индикаторы риска, которые могут потребовать дальнейшего расследования:

  • самолет продается без осмотра или испытательного полета, что может свидетельствовать о том, что производитель самолета, эксплуатант или другие лица прекратили оказание поддержки самолету;
  • каскадные сделки, в которых бенефициарное владение текущего владельца не раскрывается полностью;
  • недавняя передача права собственности связанной стороной или недавнее изменение реестра без добросовестной продажи третьей стороне;
  • средства, поступающие от лиц или подлежащие переводу лицам, не являющимся сторонами сделки;
  • история полетов самолета свидетельствуют об обширных полетах в Россию или в пределах России до введения санкций 24 февраля 2022 г. или о том, что самолет был доставлен в нейтральную страну, такую ​​как Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), вскоре после введения санкций и с тех пор не летал.

Такие красные флажки не обязательно означают, что сделка не может быть проведена, но, скорее, они требуют повышенной осмотрительности, чтобы гарантировать, что транзакция не нарушает санкции, и что покупатель может получить право собственности и получить поддержку в отношении самолета после закрытия сделки.

Шаги, которые сторонам надо предпринять, чтобы защитить себя

При наличии тревожных сигналов или других факторов риска стороны, безусловно, должны предусмотреть дополнительные договорные меры защиты и заверения в отношении санкций. Однако такие заверения не являются должной осмотрительностью и не защитят сторону от санкций. Скорее, для стороны крайне важно провести и задокументировать расширенную комплексную проверку, которая может включать следующие:

  • Большинство российских самолетов принадлежат нероссийским компаниям и не числятся в российском реестре. Следовательно, очень важно определить, кто является конечным бенефициарным собственником (UBO) самолета, а также другие стороны сделки (например, арендодатели, используемые банки и т. д.). Такие параметры должны проверяться не только по списку SDN OFAC, но и по другим соответствующим санкционным спискам и спискам экспортного контроля. В то время как стороны во каскадных сделках могут неохотно предоставлять эту информацию, можно принять соответствующие положения о недопустимости обхода и конфиденциальности, чтобы развеять коммерческие опасения;
  • Если это не очевидно, подтвердите у производителя самолета и/или двигателя, что самолет будет поддерживаться, поскольку производители могут заморозить поддержку самолета до дальнейшего рассмотрения санкций;
  • Поймите, откуда и куда идут деньги, включая банки-посредники;
  • Проверьте историю полетов, чтобы убедиться, что самолет не эксплуатировался с нарушением законов США об экспорте и, следовательно, не подпадал под экспортные ограничения.
  • Учитывая скорость, с которой меняются санкции, крайне важно проявлять осмотрительность не только в начале сделки, но и непосредственно перед получением товара.

Поможет ли правительство США?

Санкции направлены против России и некоторых российских лиц, и правительство США готово помочь гражданам США и другим, особенно в тех случаях, когда такая помощь приведет к выводу активов из-под России и в интересах безопасности полетов.

  • Если воздушное судно находится в бенефициарной собственности гражданина России, не находящегося под санкциями, или имеющего двойное гражданство России/третьей страны и базируется за пределами России, Бюро промышленности и безопасности (BIS) Министерства торговли может по запросу выдать консультативное заключение о том, что США и другие лица могут обслуживать, поддерживать или эксплуатировать воздушное судно.
  • Если воздушное судно было связано с экспортными нарушениями, то с юридической точки зрения оно является токсичным, а это означает, что ни один гражданин США не может покупать, продавать, обслуживать или эксплуатировать самолет, если ему известно о таком нарушении. Однако BIS может выдать отказ, если воздушное судно вывозится из России, например, в случае возвращения права собственности лизингодателем или кредитором. Это также требует представления параллельного добровольного раскрытия информации о нарушении.
  • Если воздушное судно находится или находилось в бенефициарной собственности SDN, то, по всей вероятности, для завершения транзакции потребуется лицензия OFAC. В таких обстоятельствах выручка от продажи должна быть помещена на заблокированный счет, а не переведена в пользу SDN. OFAC широко толкует «имущественный интерес» SDN. Например, при каскадной сделке, когда покупатель покупает самолет у посредника, не находящегося под санкциями, вторая транзакция также подлежит блокировке.

Риски при совершении сделок с российскими воздушными судами

Существуют как юридические, так и практические риски, которые можно уменьшить с помощью должной осмотрительности. В дополнение к репутационному ущербу сторона может нести строгую гражданско-правовую ответственность или подвергаться другим санкциям, а в США предусмотрена уголовная ответственность за умышленные нарушения. Кроме того, сам самолет может быть конфискован властями, например, когда он ввозится в США. В таких обстоятельствах актив может быть конфискован, если новый владелец не сможет доказать, что он является добросовестным покупателем, который не знал (после проведения проверки), что самолет был подсанкционным имуществом. Точно так же переводы средств могут быть заблокированы банками, если SDN прямо или косвенно участвует в транзакции.