FAA пытается повысить уровень конфиденциальности в отношении деловых самолетов, зарегистрированных в США. Ограничив доступ к информации о владельцах зарегистрированных в США воздушных судов, FAA несколько улучшило конфиденциальность и безопасность полетов, но остаются значительные проблемы, связанные с владением и проведением сделок. Эти проблемы распространяются не только на зарегистрированных владельцев, но и на арендаторов и конечных бенефициарных владельцев (UBO), которые принимают закулисные решения.
Следовательно, уделяя особое внимание владельцам, UBO должны понимать и настаивать на соблюдении протоколов, которые оптимизируют конфиденциальность и безопасность их воздушных судов. На начальном этапе UBO должны принять меры для обеспечения конфиденциальности посредством юридического структурирования собственности, использования инструментов нормативной политики и управления воздушными судами. В ситуациях, когда стороны требуют соблюдения секретности или выявляют вероятные угрозы получения травм или физического повреждения воздушного судна, UBO может выбрать полет на другом воздушном судне с использованием карточных продуктов, чартера, клубного билета, долевого участия или других решений.
Понимание реестра владельцев воздушных судов в США
В США действует система «регистрации владельцев», что означает, что квалифицированный владелец воздушного судна регистрирует воздушное судно в реестре гражданских воздушных судов FAA. Реестр FAA собирает информацию, необходимую для создания и ведения записей по всем гражданским воздушным судам США. Система регистрации воздушных судов США охватывает владельцев воздушных судов, держателей залоговых прав и арендаторов, а также связанные с ними регистрационные документы и инструменты. В отличие от этого, в других странах существует «реестр эксплуатантов», в котором оператор воздушного судна регистрирует воздушное судно, которым он управляет. Некоторые реестры могут предоставлять доступ к персональной информации общественности, в то время как другие ограничивают доступ к определенным регистрационным документам.
Два инструмента политики конфиденциальности FAA
FAA уже давно рассматривает сбор, использование, распространение и хранение информации, позволяющей установить личность (PII), как важный вопрос повышения общей безопасности национальной системы воздушного пространства. В данном контексте PII означает почтовый адрес или адрес регистрации зарегистрированного владельца; электронный адрес зарегистрированного владельца; номер телефона зарегистрированного владельца; и имя владельца воздушного судна, если владельцем или оператором является физическое лицо.
12 декабря 2022 года FAA объявило об изменении своей политики по ограничению публичного доступа к «вспомогательным записям» из-за обеспокоенности FAA по поводу «непреднамеренного разглашения конфиденциальных данных и информации, позволяющей установить личность». Дополнительные документы включают заявления в поддержку регистрации, которые FAA требует подавать от компаний с ограниченной ответственностью (LLC), но не корпораций, а также доверенности, заявления о смене названия, документы о слиянии и трастовые соглашения. Совсем недавно, 28 марта, FAA ввело процедуру, которая позволяет владельцам и эксплуатантам частных воздушных судов запрашивать через веб-сайт электронных служб регистрации гражданской авиации FAA (CARES), чтобы их личные данные были скрыты от общественности. Это реализует раздел 803 Закона о повторной авторизации FAA от 2024 года.
FAA пока не уточнило, применяются ли эти правила конфиденциальности к операторам и компаниям и защищают ли они их от публичного разглашения информации, а также как этот процесс влияет на сбор информации о воздушном судне для подтверждения права собственности на зарегистрированные в США воздушные суда и права залога на них. Эти проблемы особенно остро встают при продаже, покупке, финансировании, лизинге или оформлении других документов, связанных с затронутыми воздушными судами. Как и изменение политики 2022 года, процесс CARES может снизить эффективность сделок купли-продажи воздушных судов, поскольку большинство юристов не имеют доступа к информации для проведения надежной проверки, обеспечения точности составления документов и ускорения закрытия сделок.
Как происходят нарушения конфиденциальности
Нарушения конфиденциальности происходят часто и становятся все более изощренными. Чтобы определить степень защиты протоколов и ресурсов, связанных с конфиденциальностью, UBO может начать с консультаций с соответствующими заинтересованными сторонами, чтобы узнать их мнение о безопасности, конфиденциальности и рисках для безопасности. Затем, при необходимости, UBO может заказать тщательные исследования безопасности.
- Поиск в Интернете. Несмотря на инициативы FAA, доступ к определенной информации можно получить из реестра FAA.
- Так называемые «отслеживатели полетов» или «наблюдатели за самолетами» выступают в роли авиационных фотографов, репортеров-расследователей, энтузиастов авиации, поклонников личности или даже агентов корпоративного шпионажа. Они могут получать данные о местоположении самолета, скорости и другую информацию, используя общедоступные технологии.
- UBО могут указывать свои инициалы в бортовом номере своего воздушного судна. Они могут подписывать общедоступные документы, такие как государственная регистрация воздушного судна или местные формы о налоге на имущество. В случае публичных компаний финансовая отчетность может раскрывать информацию о владении воздушным судном должностным лицом и сделках со связанными сторонами. Например, представьте себе воздушное судно, принадлежащее руководителю, арендованное компании для деловых целей.
- Фотографы. Посторонний человек может фотографировать UBO, семью, экипаж и других пассажиров в самолете или рядом с ним без согласия UBO или без осознания того, что снимки могут быть проданы или размещены в Интернете.
- Закон о свободе информации. В США лица, желающие получить информацию о UBO, могут воспользоваться Законом о свободе информации (FOIA), чтобы получить доступ к определенным записям в FAA или других государственных органах. К счастью, FOIA не распространяет информацию, которая приводит к «необоснованному вторжению в частную жизнь».
- Закон о корпоративной прозрачности. С 26 марта 2025 года юридические и физические лица США были освобождены от необходимости представлять в FinCEN «отчеты о бенефициарных владельцах» (BOIR). После этого только юридические лица, созданные в другой стране и зарегистрированные для ведения бизнеса в любом штате или племенной юрисдикции США, не должны освобождаться от уплаты налогов. Существующие национальные и все «иностранные отчетные компании» не должны быть общедоступными.
Доступные технологии для ограничения обнаружения воздушных судов
В США существуют две основные технологии для повышения конфиденциальности. Программа LADD (Ограниченное количество отображаемых данных о воздушном судне) фильтрует данные о владельцах воздушных судов, которыми FAA делится с третьими лицами, из своих каналов ADS-B. Программа защиты персональных данных ICAO Address (PIA) позволяет владельцам воздушных судов запрашивать альтернативный временный адрес воздушного судна ИКАО, который не присвоен воздушному судну. PIA недоступен на международном уровне. Трекеры могут полагаться на источники, отличные от отраслевого потока данных о ситуации на воздушном судне (или ASDI), что снижает желаемую безопасность, приватность и сохранность данных.
Юридические структуры, условия и протоколы для защиты частной жизни владельцев
Различные юридические структуры могут защитить личность UBO и тем самым улучшить их конфиденциальность. Одним из наиболее распространенных методов является использование компании с ограниченной ответственностью (LLC) для владения воздушным судном. Например, LLC с названием, которое не идентифицирует UBO, может получить право собственности на воздушное судно, а не связанные с UBO менеджеры LLC могут заниматься исключительно делами LLC, вместо того чтобы использовать имя или подпись члена(ов) UBO/LLC.
Важно отметить, что в некоторых штатах, включая Делавэр и Неваду, UBO могут создавать анонимные или частные LLC, которые публично не раскрывают имена владельцев LLC (или менеджеров в некоторых штатах). Юрисдикции за пределами США, такие как остров Мэн, также обеспечивают аналогичную конфиденциальность. Однако анонимность UBO не означает, что руководители UBO и LLC могут действовать безнаказанно, нарушая закон или уклоняясь от юридических процедур, таких как повестки в суд, личная ответственность или налоговые проверки, связанные с их LLC.
Другая распространенная структура предполагает создание траста владельцев, который приобретает законный титул на воздушное судно. Это создает препятствие для идентификации UBO. Еще более частная структура предполагает создание второго траста для владения выгодоприобретательной долей в трасте, владеющем воздушным судном, в качестве «доверителя» в этой структуре «двойного траста». Доверительные управляющие не будут раскрывать информацию без одобрения бенефициарного владельца, за исключением того, что FAA может получить определенную информацию о регистрации воздушных судов в США доверительными управляющими, являющимися гражданами США, для доверительных управляющих и бенефициаров, не являющихся гражданами США, которые в противном случае не могут зарегистрировать свои воздушные суда в реестре FAA. Такое соглашение обычно называется трастом неграждан. Выгодоприобретателями могут быть LLC, а не UBO или трастовый фонд. Например, LLC может быть доверительным управляющим/бенефициаром траста, владеющего воздушным судном.
Последние соображения
Понятно, что владельцы воздушных судов рассчитывают на безопасность, неприкосновенность частной жизни и безопасность при использовании частной авиации. Хотя FAA продолжает добиваться успехов в защите частной жизни, UBO и лица, находящиеся в их подчинении, должны настаивать на принятии упреждающих мер по снижению рисков для безопасности и неприкосновенности частной жизни таких лиц на земле и в воздухе.