Согласно 34-му ежегодному отраслевому прогнозу Honeywell Aerospace, опубликованному накануне конференции NBAA-BACE 2025, ожидается, что в течение следующего десятилетия производители деловой авиации поставят 8500 бизнес-джетов. Хотя такой прогноз оставался неизменным последние четыре года, так как производители боролись с восстановлением цепочек поставок после пандемии COVID-19, в отчете предполагается рост стоимости поставок до $283 млрд, что является самой большой суммой в долларах за всю историю исследования. Согласно расчётам Honeywell, две трети этой суммы придется на крупноразмерные бизнес-джеты.
«Я бы сказал, что начиная с 2023 по 2024 год, а теперь и в этом году, мы определенно наблюдаем улучшения во всех цепочках поставок, и это видно по фактическому объёму поставок производителей, которые увеличивают», — сказал Кевин Шваб, менеджер по стратегическому планированию Honeywell Aerospace. «Если посмотреть на прогнозы производителей и на то, как обстоят дела с поставками в этом году, то, думаю, мы действительно выходим из этого периода и начинаем поставлять необходимое отрасли количество самолётов».
Годовой прогноз Honeywell не учитывает персональные джеты, такие как Cirrus SF50 Vision Jet. Без учёта этих самолётов компания прогнозирует поставку в этом году 740 бизнес-джетов, что является самым высоким показателем с 2019 года.
В следующем году прогноз предусматривает увеличение поставок на 5% по сравнению с 2025 годом. «В 2026 году мы ожидаем увеличение примерно на 8% по сравнению с 2019 годом (до пандемии) по количеству, а благодаря бо́льшей доле крупногабаритных самолётов, в 2026 году по стоимости поставленных самолётов ожидается рост почти на 25% по сравнению с 2019 годом», — сообщил Шваб агентству AIN. «В частности, мы видели такие модели, как Falcon 6X, Gulfstream G700 и совсем недавно G800, а также, конечно же, Bombardier Global 8000, который появится в конце этого года. Все эти самолёты либо уже введены в эксплуатацию, либо находятся на стадии модернизации ранее введенных в эксплуатацию. Именно поэтому мы ожидаем такого роста по сравнению с 2019 годом».
С 2019 года операторы долевого владения продемонстрировали рост более чем на 65%, а их парк в настоящее время насчитывает около 1300 самолётов. Спрос в этом сегменте стимулировал рост отрасли, в первую очередь, сегментов средних и суперсредних бизнес-джетов.
В краткосрочной перспективе прогнозируемое географическое распределение поставок самолётов: 71% — Северная Америка, 14% — Европа, примерно 7% — Латинская Америка, 5% — Азиатско-Тихоокеанский регион, а 3% поставок самолётов будет осуществляться на Ближний Восток и в Африку. Шваб отметил, что на Северную Америку будет приходиться 69% стоимости самолётов благодаря более разнообразному флоту. «Здесь преобладают региональные перевозки, поэтому доля стоимости самолётов, поставляемых в Северную Америку, несколько ниже, чем их количество, и это связано с тем, что здесь, по сути, больше лёгких джетов», — пояснил он.
Это контрастирует с такими регионами, как Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток, где, как ожидается, доля крупных самолётов будет выше из-за географического положения и удаленности от мировых финансовых центров.
В течение 10-летнего прогнозного периода Honeywell ожидает среднегодового роста на уровне 3%, при этом рынок будет довольно равномерно распределен между лёгкими, средними и крупногабаритными/сверхдальними самолётами.
Компания не предполагает возврата к бурному периоду, предшествовавшему мировому финансовому кризису, когда в 2008 году было поставлено более 1300 самолётов, но прогнозирует устойчивый рост, особенно в 2030-х годах. «Мы ожидаем, что в последнем периоде нашего прогноза мы приблизимся к этому показателю и затем сохраним его», — сказал Шваб. «Хотя, возможно, мы и не достигнем пика, но предполагаем, что будет производиться примерно 900 самолётов в год, и это станет новой нормой, а затем к этому добавится рост».
В рамках своего годового прогноза компания Honeywell опросила несколько сотен операторов деловой авиации. На вопрос об их уверенности в рынке 91% респондентов заявили, что планируют летать как минимум столько же, сколько и в этом году, если не больше.
Пятая часть всех респондентов указала, что имеют как минимум один твердый заказ на самолёт, в то время как среди операторов Part 135 этот показатель вырос до 28%. По данным Honeywell, ожидается, что возврат 100% амортизационной премии будет стимулировать дополнительную активность по закупкам самолётов в США.
Хотя налёт в 2023 и 2024 годах оставался относительно стабильным, использование частных самолётов в этом году выросло на 3% по сравнению с прошлым годом, в основном за счёт чартеров и долевого владения.
312 респондентов, принявших участие в опросе этого года, представляют почти 1200 воздушных судов. В ответе на вопрос о ключевых факторах, влияющих на покупку, лидирующие позиции заняли характеристики и стоимость, а дальность полёта оказалась самым важным фактором.
Опрос показал, что для покупателей новых самолётов поддержка клиентов и технологии играют более важную роль при принятии решений о покупке, чем для подержанных самолётов.
Исследование этого года стало пятым по счету, в котором устойчивое развитие стало ключевой темой. Из тех, кто указал, что они предпринимают шаги по улучшению воздействия на окружающую среду, 60% заявили, что приобретают более экономичные самолёты, более половины используют экологически чистое авиационное топливо (SAF) и почти треть летают на более эффективных крейсерских скоростях. Что касается использования SAF, то самыми большими препятствиями остаются стоимость и доступность.
«Сочетание недавнего экономического роста, растущего спроса на долевое владение и стабильного количества разработок новых самолётов и технологических усовершенствований привело к рекордному уровню спроса в бизнес-авиации», - сказал Хит Патрик, президент Honeywell Aerospace Technologies по послепродажному обслуживанию в Северной и Южной Америке, подводя итоги этого года. «Операторы увеличивают объемы использования, а производители, в свою очередь, продолжают наращивать производство, чтобы соответствовать растущему спросу. Мы ожидаем, что в течение следующего десятилетия этот рекордный уровень поставок и использования сохранится».