Пять событий, которые навсегда изменили авиационную отрасль

Долгая и яркая история авиационной отрасли была полна многих испытаний и невзгод, которые предельно проверяли бизнес и служили катализатором перемен.

Компания Artemis Aerospace, специализирующаяся на поставках компонентов, рассказывает о событиях, которые оказали значительное влияние на отрасль, и то, как они навсегда изменили авиацию.

Самая крупная авиакатастрофа в мире

К счастью, авиакатастрофы случаются крайне редко, и авиаперевозки по-прежнему остаются самым безопасным видом транспорта в мире. На самом деле, по данным NTSB, шансы попасть на рейс коммерческой авиакомпании, с которым случится катастрофа, составляют примерно 1 к 20 миллионам, а шанс умереть — крошечный: 1 к 3,37 миллиардам.

Акцент на безопасность в авиационной отрасли имеет первостепенное значение: пилоты, инженеры и авиадиспетчеры обладают высокой квалификацией и преданы делу обеспечения безопасности пассажиров.

Однако на заре авиации, когда полеты еще были в зачаточном состоянии, авиакатастрофы были гораздо более частым явлением. В 1908 году была зарегистрирована первая смерть пассажира самолета, когда лейтенант Томас Селфридж погиб после того, как самолет «Райт Флаер», пилотируемый Орвиллом Райтом, разбился во время пробного полета в Вирджинии, США. И только в 1919 году в Вероне разбился первый коммерческий самолет Caproni Ca.48, в результате чего погибли все находившиеся на борту.

В 1977 году произошла самая смертоносная авиакатастрофа в мире, которая оставила неизгладимый след в международных правилах и требованиях авиакомпаний.

Катастрофа в аэропорту Тенерифе произошла, когда два пассажирских самолета Boeing 747 столкнулись на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Лос-Родеос, в результате чего погибло 583 человека. Расследование показало, что командир одного из самолетов, эксплуатируемых KLM, по ошибке попытался взлететь, когда рейс Pan Am все еще рулил по взлетно-посадочной полосе.

Катастрофа подчеркнула жизненно важную необходимость использования стандартизированной терминологии для всей радиосвязи, а не разговорных выражений, таких как «ОК», включая повторение ключевых частей инструкции для подтверждения взаимопонимания.

Внедрение бюджетных авиакомпаний и пакетных туров

Бюджетные авиаперелеты изменили авиационную отрасль и позволили гораздо большему количеству людей, чем когда-либо прежде, получить удовольствие от путешествия за границу в отдаленные места.

Первой в мире бюджетной авиакомпанией стала Southwest Airlines, основанная в 1967 году Хербом Келлехером и Роллином Кингом. В 1971 году базирующаяся в Техасе компания начала работать как авиакомпания внутри штата, а в 1979 году открыла региональное внутригосударственное сообщение. Бизнес-модель, используемая Southwest, заложила основу для других перевозчиков без излишеств, включая EasyJet и Ryanair.

Философия Southwest основывалась на четырех принципах, лежащих в основе бизнес-модели бюджетной авиакомпании. К ним относятся полеты только на одном типе самолетов, стремление сокращать эксплуатационные расходы из года в год, как можно быстрее менять самолеты и упростить задачу, продавая только места в самолетах, вместо создания схем лояльности и подобных надстроек.

Извержения вулканов и рейс 009 British Airways

Одним из самых недавних случаев, когда самолеты были вынуждены оставаться на земле из-за вулканического пепла, стало извержение вулкана Эйяфьядлайокудль в 2010 году. Но, пожалуй, самым печально известным событием является облако вулканического пепла в 1982 году с горы Галунггунг в Джакарте. Рейс 009 British Airways был вынужден совершить аварийную посадку после пролета через вулканическое облако, в результате чего у него отказали все четыре двигателя.

В результате метеорологи стали ничего не оставлять на волю случая, и извержение вулкана Эйяфьядлайокудль в 2010 году, которое было определено как взрывное газовое извержение и, следовательно, очень опасное, было сочтено серьезной опасностью для самолетов. В результате все рейсы в Европу и из Европы, а также рейсы внутри континента были отменены на семь дней, что стало самым большим прекращением авиасообщения со времен Второй мировой войны. По оценкам IATA, каждый день, когда воздушное пространство в Европе было закрыто, отрасль теряла $200 млн.

11 сентября

Теракты 11 сентября в США оказали глубокое влияние на отрасль коммерческих авиаперевозок, которая давно гордится безопасностью пассажиров.

После того, как девятнадцать террористов захватили четыре коммерческих авиалайнера в США, нападавшие, среди которых были лица, прошедшие летную подготовку для захвата и управления самолетом, врезались в известные американские достопримечательности, включая Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и Пентагон в Вирджинии.

Теракты унесли жизнь 2977 человек и остаются самыми смертоносными в истории. В результате безопасность самолетов во всем мире была значительно ужесточена  в отношении досмотра в аэропортах и безопасности кабины пилотов.

До терактов в США любой, у кого не было билета, мог сопровождать семью и друзей через службу безопасности до выхода на посадку. Это было немедленно изменено, и теперь только пассажиры с билетами могут проходить контроль безопасности в зону вылета.

Некоторые авиакомпании разрешали пассажирам провозить на борту небольшие ножи. В случае 11 сентября у троих угонщиков сработали металлодетекторы во время проверки безопасности. Несмотря на сканирование ручным детектором, их пропустили. Позже кадры показали, что к задним карманам у них было пристегнуто что-то похожее на канцелярские ножи, что в то время было разрешено на некоторых самолетах. С тех пор многие аэропорты установили сканирующие машины всего тела для обнаружения спрятанного оружия и взрывчатых веществ с точностью до миллиметра.

Проверка личности также была пересмотрена, и теперь пассажирам, путешествующим внутренними рейсами, требуется действительное удостоверение личности с фотографией для полета.

Пандемия COVID-19

Недавняя пандемия COVID-19, несомненно, оказала значительное влияние на авиационную отрасль. Впервые в истории самолеты по всему миру остались на земле на неопределенный период времени. Сектор коммерческих авиаперевозок понес огромные убытки, а сотни сотрудников были сокращены или уволены.

В то время как авиаперевозки постепенно возвращаются к уровням, существовавшим до 2019 года, последствия для отрасли коммерческой авиации ощущаются повсюду, и в настоящее время приходится сталкиваться со многими проблемами.

Тем не менее, не все изменения были пагубными, и отрасль, как никогда адаптируемая, полностью освоила новые технологии и функции, чтобы сделать путешествие пассажиров более рациональным, безопасным и приятным. К ним относятся использование распознавания лиц на контроле безопасности и таможне, а также использование приложений не только для продажи билетов, но и для целого ряда других возможностей, включая покупки в аэропорту и развлечения в полете.