Стратегия 2023

Все началось с того, как «подстригли» Кипр, а Швейцария раскрыла банковскую тайну. Все думали, что это случайность, временное помешательство, так бывает. Затем ситуация 2022 года из разряда «немыслимое», о которой я писал еще в апреле 2022 получила свое развитие. Русские стали в мире «токсичными», любое упоминание о русском бенефициаре вызывает гримасу у наших «партнеров». Хотя еще пару лет назад, русские были одними из главных потребителей в сегменте LUXURY и многие индустрии Европы за счастье считали иметь русских клиентов, размышляет в очередном материале специально для BizavNews Евгений Клочков, Доктор делового администрирования MBA | MANLP, Основатель бюро ANG и Партнер Global Jet.

Однако маятник качнулся и русские стали «токсичными». Но не стоит посыпать голову теплом, маятник качнулся в одну сторону и может также качнуться обратно. Поэтому сейчас происходит прекрасный тест на лояльность. Кто остался лоялен и делает все возможное, чтобы найти выход из ситуации? Кто не перестал отвечать на звонки и продолжает с вами общение, рискуя самостоятельно попасть под пристальное внимание «специально обученных людей». И ведь попадают, и пытаются спасти свой бизнес. Но маятник, замерев в верхней точке, неспешно, начинает обратное движение. Думаю, в следующем году мы увидим обратный ход и жгучее желание «партнеров» вернуть все «как было».

Если в своей статье в апреле я рекомендовал собственникам самолетов не предпринимать резких шагов, то сейчас стратегия корректируется под реальность. Скоро будет год, как многие «русские» самолеты оказались заблокированными по всему миру. И этот срок - весьма критичен с технической точки зрения. Я знаю о чем говорю, вы знаете мою историю и с каким флотом мы работаем. Если до одного года можно было занять выжидательную позицию, то после года простоя воздушных судов стоимость возврата технического состояния и летной годности становится очень затратным мероприятием. И чем дольше этот простой продлится - тем выше будет стоимость и ниже желание потенциальных покупателей иметь дело с таким самолетом. К тому же, искусственно созданная «токсичность» позволяет покупателям требовать существенный дисконт. Попытки получить более высокую цену за свой борт связаны с ожиданием, но сейчас время уже не на стороне владельцев заблокированных джетов. Очевидно, что никто не хочет, чтобы их борт превратился в «тыкву».

Некоторые время назад я, как и весь рынок, получили рассылку от Дерека Блума о предложенной юридической схеме продажи самолетов. Да, это абсолютно рабочая схема, и мы активно ее использовали до публикации. Последняя успешная транзакции произошла совсем недавно. Однако сейчас для того, чтобы эта схема сработала, вам нужно иметь на счету те самые 20-30-40 миллионов, чтобы выкупить самолет на себя. Back-to-Back с токсичным активом - весьма рискованное мероприятие. И если вас заблокирует производитель - это полбеды, а вот если на вас обратят «специально обученные люди» из-за океана, то скорее всего это создаст много неприятных последствий как брокеру, так и собственнику. Я видел ряд транзакций под лозунгом «слабоумие и отвага» и некоторые из них проскакивали. Но каждому свое. Мы с коллегами занимаем более консервативную позицию и ищем по-настоящему надежные решения.

Я уверен, что русские останутся одними из крупнейших потребителей сегмента товаров и услуг LUXURY. Так сложилось культурально, что «наши» будут искать и выбирать лучшее. Кстати, психологические причины, основы этого сегмента я разбираю в Телеграмм канале «Сознание в клочья». Пишу про личное влияние, манипуляции, смыслы, идеологию, пропаганду и НЛП приемы в мире больших денег.

В 2023 году я бы рекомендовал собственникам джетов не ожидать рыночных условий для своих заблокированных бортов и более внимательно изучить возможность выхода из этих «пассивов». По крайней мере пока ситуация складывается именно так. Самолет дороже точно не станет, а новые модели и спецусловия от производителей будут придавливать цены на вторичном рынке. Да, маятник качнулся. Да, чтобы продолжить двигаться нужно принять эти правила игры, однако он ведь качнется и обратно. Движение - жизнь, самолеты должны летать, а не простаивать.