Выход в свет

Сектор деловых и частных вертолетов – самая имиджевая часть вертолетного бизнеса. Для мировых производителей, кто не ушел с головой в военку, по этому направлению сконцентрирован почти весь рекламный бюджет, почти все (порой немалые) представительские...

Сектор деловых и частных вертолетов – самая имиджевая часть вертолетного бизнеса. Для мировых производителей, кто не ушел с головой в военку, по этому направлению сконцентрирован почти весь рекламный бюджет, почти все (порой немалые) представительские расходы. Здесь на презентациях под камерную музыку разливают дорогое шампанское, мужчины появляются в костюмах от Бриони, женщины – в платьях от Валентино. Однако корпоративный клиент – это не только внешние эффекты. Фактор его присутствия начинает действовать на отрасль изнутри, иначе в Европе он не стал бы самым активным покупателем вертолетов. За последние два года приобретение «летающих лимузинов» европейцами, на которых приходится 30% рынка, удвоилось (многие владельцы ищут возможности для замены старых моделей 5–7-летнего возраста). Среди лидеров – недавние аутсайдеры: на Западе – Ирландия, Испания, на Востоке – заметный рост в России, Польше и Румынии, в которых либо вообще не было бизнес-вертолетов, либо использовались старые советские машины.

Инициативу крупных фирм, которые уже владеют и используют вертолеты для выполнения широкого круга задач, подхватили средние, набирающие силу компании. Сегодня вертолеты перевозят с одной площадки на другую не только топ-менеджеров, но и специалистов и технических работников. Из-за нагрянувшего мирового финансового кризиса ряды корпоративных приобретателей поредеют, но общая тенденция вряд ли изменится: рост числа деловых вертолетов даже не остановится, а лишь замедлится. Причины использования вертолетов в интересах бизнеса не новые: они обеспечивают гибкость, комфорт, безопасность и закрытость частной личной жизни.

В некоторых районах вертолет единственно возможное оперативное транспортное средство (как в странах со слабой дорожной инфраструктурой, так и весьма развитой). Вертолеты удачно дополняют бизнес-джеты. Все больше и больше владельцев приобретают оба типа – самолеты и вертолеты. Последние используются для связи джетов с гостиницами, отелями, казино и даже яхтами. Владельцы яхт проявляют повышенный интерес к вертолетам. Сегодня все моторные яхты длиной более 60 м имеют вертолетные площадки. Одной из первой вертолетная площадка появилась на яхте саудовского бизнесмена Нассера аль-Рашида Lady Moura, на которой разместился S-76. Основатель Microsoft Поль Аллен на своей яхте-гиганте (126 м) Octopus использует вертолет MD Explorer. Яхта Pelorus, принадлежащая Роману Абрамовичу, дефилирует по Средиземноморью сразу с двумя вертолетами на борту – ЕС 145 и ЕС 155. Винтокрылые «яхтолеты» – быстрое, комфортабельное и стильное транспортное средство, способное доставить владельцев и гостей прямо из аэропорта непосредственно на борт, без захода в порт, а также перевезти пассажиров яхты в любой ближайший город или на площадку или позволить осмотреть достопримечательности с высоты птичьего полета, расширяя временные рамки пребывания на борту.

Остро реагируя на любые еле заметные «дуновения» рынка, лидеры мирового вертолетостроения обратили свое внимание на быстрорастущий сектор корпоративных, VIP- и частных перевозок. Производители не только предложили свои вертолеты в качестве основной транспортной платформы для яхт, но и вместе с конструкторами и дизайнерами включились в работу по интеграции вертолета и яхты. Топ-дюжина лучших «яхтолетов» представлена в таблице 1.

Таблица 1

Обозначение

Число двигателей, ед.

Диаметр НВ, м

Масса, кг

Вместимость (эк. + пас.), чел.

R44

1

11,76

1090

1 + 3

MD500E

1

9,40

1361

1 + 3

EC 120

1

11,52

1715

1 + 4

A119

1

13,02

2720

1 + 7

EC 130B4

1

2427

1 + 6/7

EC 135

2

12,19

2910

1 + 7

MD Explorer

2

11,84

2950

1 + 7

B429

2

13,68

3175

1/2 + 5/8

AS365N3

2

13,73

4300

2 + 11

EC 155B1

2

4920

2 + 12

S76C++

2

16

5306

2 + 12

AW139

2

16,66

6400

2 + 12

Многие из будущих владельцев не имеют четких критериев, по которым они делают свой выбор. Вполне закономерно, что появился целый ряд компаний, осуществляющих полный (или частичный) комплект услуг – от выбора и привязки до эксплуатации, логистического и сервисного обслуживания вертолетов, которые предложили свои подходы к выбору. Один из них даже получил название 3D (трех измерений): безопасность, летно-техническая эксплуатация и финансы. Интересно, что предпочтения заказчиков бизнес- и частных вертолетов в Европе и Америке сильно разнятся (таблица 2).

Таблица 2

Приоритеты

В Европе

В Америке

1-е место

Условия в кабине

Скорость полета

2-е место

Уровень шума и вибраций

Универсальность (многофункциональность) кабины

3-е место

Внешний вид. Эстетика. Обзор. Свободное пространство

Эксклюзивные свойства

4-е место

Стоимость расходов на топливо и техническое обслуживание

Американцы на первое место поставили скорость полета, на второе –многофункциональность кабины. Европейцы не соглашаются: комфорт у них занимает три первые позиции, поскольку к нему можно отнести и требования по вибрации и шуму и внешний вид. Вертолет должен быть красив, эстетичен, с хорошим обзором и достаточным свободным пространством (ЕС 135 заказывают в комплектации 4–6 мест, фактически же средняя загрузка – 1,7 места). Наконец, совсем не лишние – цены, расходы на топливо и техническое обслуживание.

Если европейцы используют время полета для работы, то деловым американцам вертолет нужен в качестве «лошадки», чтобы быстрее добираться до места работы. Быть может, это зависит от расстояний, природно-климатических условий и доступности вертолетов. С первыми все ясно, что касается доступности, нужно признать, что в Америке винтокрылое средство перемещения доступно для более широкого круга деловых пользователей, чем в Европе. Рынок США существенно превосходит по объемам (70% мирового рынка) и отличается правилами использования однодвигательных вертолетов (новый Bell 429 стал своего рода американским ответом на европейские требования).

А ведь дело в том, что речь идет не просто о предпочтении части клиентов. Это то, что задает новые параметры в проектировании вертолетов. И на это тратится все больше денег, все больше усилий. Просто взглянем на европейский список.

Кабина. Комфорт и унификация интерьера кабины становятся в один ряд с летно-техническими, высотно-климатическими, экономическими и другими характеристиками вертолетов. Основная идея – максимально эффективно использовать время полета (от 20 мин. до 2 ч). Для продвижения на рынок не достаточно создавать только великолепные винтокрылые платформы, где можно слушать МР3 и разговаривать по телефону, – необходим офис с интерьером бизнес-джета и самобытными вариантами внутреннего содержания.

Итальянский Дом моды Версаче взялся за разработку целого ряда эксклюзивных интерьеров кабин вертолетов AgustaWestland. По замыслу, Версаче – синоним качества и роскоши – должен привнести в интерьер вертолета свой эксклюзивный стиль: традиционные классические элементы, соединенные с самым модным подходом к элегантности и комфорту. В интерьерах Версаче роскошь и комфорт неотделимы от безопасности и функциональности.

Для наглядной рекламы ведущие вертолетостроители разработали специальные демонстрационные кабины, чтобы на практике показать эксклюзивные апартаменты, мягчайшие кресла, складывающие столики, плоские плазменные экраны. Макеты перспективных кабин, оснащенные автономными источниками питания, освещением, кондиционерами воздуха, аудио- и видеоаппаратурой, современными средствами связи, стали полноправными участниками авиашоу.

Шум и вибрации.Начиная с 70-х годов прошлого столетия ведущие вертолетостроители мира борются за понижение уровня шума вертолетов. Самые амбициозные установили планку на 10 дБ (!) ниже норм ИКАО. Направление работ: двигатели, несущая система, рулевой винт и САУ. Переход от ГТД к ТВД и замена металлических лопаток на композиционные позволили вертолетам второго поколения (AS332, AS365 N2 и др.) не только уменьшить уровень шума на 7 дБ по сравнению с вертолетами первого поколения (Alouette), но и повысить ЛТХ, в том числе воздушную скорость. Вертолетостроителям удалось решить и проблему высокочастотного шума первых фенестронов в диапазоне частот 1000–3000 Гц, который особенно неприятен для человеческого уха. За счет неравномерного расположения рабочих лопаток, тонких управляемых лопаток статора и уменьшения частоты вращения ротора при тех же характеристиках ЕС 130В4 на 3 дБ тише, чем AS350. Плюс активное управление двигателем цифровыми САУ типа FADEC позволило понижать обороты вращения двигателя на 10%, что обеспечивает при полетах на малых скоростях снижение уровня шума еще на 3 дБ.

В области борьбы с шумом Еврокоптер на полшага опережает своих конкурентов. Вертолеты нового поколения (ЕС 120, ЕС 130, ЕС 135, ЕС 145 и ЕС 225) соответствуют самым жестким нормам по шуму. Шум вертолетов нового поколения при полете на высоте 300 м не превышает 68 дБ, что ниже уровня шума потока автомобилей (72 дБ) и мотоциклов (73 дБ). Это значит, что в обычной жизни вы такой вертолет просто не услышите. Несмотря на заметные успехи, вертолетостроители ставят перед собой новые цели: ночью, когда люди спят, вертолеты должны работать бесшумно!

Стиль. Оказывается, вертолетам тоже присуща такая категория, как мода. Читаем рекламные объявления: хамелеон, перламутр, золото, серебро, алюминий, ксенон, дерево, кожа, память сидений, парктроник, подогрев, климат, датчик дождя, навигация, иммобилайзер... Еще совсем недавно на слуху была «спелая вишня» или «мокрый асфальт», металлик или «битый» – сейчас это уже история.

Теперь вертолетный дизайнер – посредник между конструкцией и заказчиком – осуществляет поиск концепции, которая наиболее полно удовлетворяет запросам и с точки зрения летных, технических и эстетических характеристик, и, конечно, с точки зрения комфорта. В каждом конкретном проекте дизайнеры учитывают противоречивые требования к функционированию систем, затратам, новым технологиям и облику вертолета. Кроме традиционных мероприятий по снижению уровня шума и вибраций и улучшению климатических условий проводятся действия, направленные на модульность конструкции, функциональную интеграцию систем и пассажирский комфорт. Современный дизайн базируется на внимательном изучении рынка и обратной связи с пользователями. Работа специалистов включает анализ характерных особенностей, которые предпочитают наиболее продвинутые пользователи, и изучение возможности включения их в новые проекты. Еще один аспект работы вертолетных дизайнеров – упрощение технического обслуживания, облегчение замены внутренних панелей и быстрая смена вариантов интерьера. Гарантия общей привлекательности – внешняя и внутренняя функциональность, формирование имиджа, варианты дизайна, новые материалы и цвета. Все это позволяет каждому заказчику получить эксклюзивный вертолет, который максимально удовлетворяет личному представлению. В итоге рождается новый стиль. Наглядным примером может служить появление ЕС 130В4 Stylence (Style – стиль + Silence – бесшумный или Excellence – превосходный).

Наши летающие «салоны», как, впрочем, и автомобили, никогда не отличались ни внешним видом, ни внутренним убранством. Однако времена, когда для покраски вертолета было достаточно ведра краски и двух механиков-маляров с краскопультами, прошли безвозвратно. Новому российскому покупателю присущ размах. Запросы и требования к вертолетному стилю и возможности его реализации меняются, и меняются очень быстро. С появлением перспективных технологий, новейших материалов, трехмерного моделирования вертолетные дизайнеры и здесь, в России, стали способны придавать новый импульс к созданию новой продукции и перспективных воздушных судов. В погоне за прибылями скорость внедрения новых технологий будет постоянно увеличиваться.

Конечно, практичному эксплуатанту все это может показаться бессмысленной суетой, далекой от реальных вертолетных проблем. А вот для вертолетных производителей и их топ-менеджмента это вопрос репутации и имени. Но есть во всем этом и большой практический смысл. Именно корпоративный потребитель стал причиной не только ряда новаций последних 20–30 лет – благодаря ему усложнился и диверсифицировался производственный цикл: специалисты по комфорту, «прокачке» и психологии потребителя не просто дополнили, а потеснили конструкторский персонал. Вертолет становится все более креативоемким, и это открывает вертолетчикам двери, в которые раньше путь им был заказан, в так называемое светское общество. Некоторые видят в этом самое важное достижение. Скажем, родоначальников вертолетного дела могли пригласить на президентский бал для ВМФ или прочитать лекцию в технологическом институте – не более того, притом что тому же Игорю Сикорскому было не занимать европейского лоска. Со временем прикладной узкотехнический дух сказался на кадровом стиле, достаточно вспомнить, как выглядят знакомые инженеры и даже директора, руководство международной ассоциации – не исключение. Однако теперь представителей западных вертолетных компаний не мудрено увидеть на светском приеме, показе мод или на открытии частной оперы, которые они же и спонсируют. И тут американцы европейцам стараются не уступать, поскольку тяга к светскости, как и тяга к вертолетам, интернациональна.

Источник: helicopter.su