Технологии X3 не пропадут даром


Airbus Helicopters планирует использовать наработки этого проекта в перспективном LifeRcraft, разрабатываемом в рамках европейской программы Clean Sky 2

Европейский производитель Airbus Helicopters планирует развивать технологии экспериментального вертолета с гибридным движителем X3, который в прошлом месяце ушел на покой во французский музей авиации в аэропорту Ле Бурже. За время почти трехлетней тестовой кампании X3 поставил множество рекордов скорости, последний из которых установлен 7 июня 2013 года и составил 255 узлов (472 км/ч). Но технологии, проверенные в течение 155-часовых летных испытаний X3, Airbus Helicopters будет развивать в будущей разработке совершенно нового высокоскоростного вертолета под эгидой европейской программы Clean Sky 2, которой на прошлой неделе был дан зеленый свет.

Эскизное проектирование перспективного LifeRcraft (Low Impact Fast & Efficient RotorCraft) должно начаться уже в этом году. В соответствии с требованиями, новый вертолет будет обладать низким уровнем воздействия на окружающую среду при высокой эффективности и рассчитан на крейсерскую скорость 220 узлов (407 км/ч). Программа Clean Sky 2 предусматривает начало предварительных исследований архитектуры и спецификаций в этом году, а разработку и тестирование компонентов и подсистем в 2016-2018 годах. Летные тесты могут начаться в начале 2019 года.

LifeRCraft имеет ту же архитектуру, что и X3, с двумя (тянущими или толкающими) винтами на концах коротких крыльев, получающих мощность от главного редуктора несущего винта.

Между тем, Airbus Helicopters, по всей видимости, несколько притормаживает свои технологические амбиции в перспективных программах. По словам генерального директора компании Гийома Фори, перспективный двухдвигательный X4, который будет представлен в следующем году на Heli-Expo, будет иметь общую с EC175 авионику и автопилот. Ранее на X4 планировалось установить принципиально новый интерфейс «человек-машина» на основе сенсорных экранов и инновационных элементов управления.

А проект электрического резервного двигателя, который компания испытывала в 2011 году на одномоторном AS350 Ecureuil, не получил добро на продолжение. В компании посчитали, что в краткосрочной перспективе эта технология еще не достаточно зрела для применения в серийных продуктах. Глава  Airbus Helicopters пояснил, что пока не удается найти компромисс по весу, стоимости и производительности. И связано это, главным образом, с весом современных батарей.