Статистка безопасности полетов в авиации общего назначения за период 2007 - сентябрь 2008

2007

03 января 2007, самолет СК-12 ОРИОН 0479G, авиакомпания «Тюменский научно - производственный центр АОН». Катастрофа. ВС - единичный экземпляр самолета амфибии, создан: ООО «Тюменский научно-производственный центр авиации общего назначения».

Взлет производился с посадочной площадки Плеханово (Тюмень). На борту ВС находился КВС и 1 пассажир, груз отсутствовал.

После взлета днем в простых метеоусловиях самолет упал на окраину населенного пункта Плеханово и разрушился. КВС и пассажир погибли.

13 марта 2007, самолет Ан-2 40992, авиакомпания «Айтакс Авиа» (АОН). В аэропорту Волгоград (Гумрак) экипаж прекратил взлет из-за отказа двигателя. ВС не пострадало и было эвакуировано с ВПП тягачем.

20 апреля 2007, вертолет. MD-600 01177, РОСТО. Авария. В полете произошел отказ двигателя. КВС совершил вынужденную посадку на лесополосу на внутренней стороне 58-го км МКАД. КВС не пострадал. Вертолет получил повреждения конструкции.

22 мая 2007, вертолет Ми-2 20503, РОСТО. По данным очевидцев (технического состава РЛК позиции в р-не аэродрома Минеральные Воды), в 06.45 UTC в 4-х км севернее от КТА аэродрома был обнаружен вертолет Ми-2, выполнявший несанкционированный полет на малых высотах. Заявка на выполнение полета в органы УВД (МДП) не поступала. Полет не был санкционирован органами УВД.

03 июня 2007, вертолет R-44 «Robinson» 04140, авиакомпания «Некоммерческое партнерство авиационно-учебный центр «СКАЙ-ВИЖН» (АОН). Катастрофа в районе населенного пункта Тарасково (Московская область, Каширский район).

Планировалось выполнение ознакомительного полета (в зону № 6) в районе аэродрома Ступино. На борту ВС находились: КВС и 2 пассажира.

По предварительной информации, при выполнении четвертого полета пилот, в нарушение правил полетов, снизился над рекой Ока до высоты 5-7 м. При приближении под прямым углом к обрывистому берегу с растущими на нем деревьями высотой до 20-ти м он не учел направление и скорость ветра и с запозданием перевел вертолет в набор высоты. В результате произошло столкновение вертолета с ветками деревьев толщиной 8-10 см. Далее вертолет, вращаясь, пролетел 250 м, грубо приземлился на поле и опрокинулся на правый бок. Пожара не было. Находившиеся на борту ВС пилот и два пассажира получили серьезные телесные повреждения. При транспортировке в больницу пилот скончался.

06 июня 2006, микросамолет Х-32 «Колибри» 0204G, авиакомпания   «ОкАвиа» (АОН). Катастрофа в районе населенного пункта Павелец Скопинского района Рязанской области. Пилот производил разведку погоды перед началом АХР (опрыскивание полей). В полете микросамолет зацепился за провода и столкнулся с землей. Пилот получил травмы и был доставлен в больницу, где скончался.

09 июня 2007, самолет Skyranger 0073G, авиакомпания «Некоммерческое партнерство ЛТЦ «Аэросервис-Волга» (АОН). Авария в районе посадочной площадки Жутово-2 Октябрьского района Волгоградская области. При выполнении полета по защите посевов озимой пшеницы самолет коснулся правой плоскостью поверхности пашни и получил значительные повреждения (повреждены: носовая стойка, воздушный винт и деталей капот двигателя). КВС получил незначительные царапины и ушибы.

24 июня 2007, самолет АВИАТИКА МАИ-890У 0284G, авиакомпания «АВИАТИКА-УРАЛ» (АОН). Авария. Выполнялся тренировочный полет в районе аэродрома Арамиль аэропорта Уктус (Екатеринбург). На борту ВС находился пилот и один пассажир, которым являлся проверяющий.

В процессе выполнения тренировочного полета (по схеме прямолинейного маршрута с последующим выключением двигателя и выполнением посадки на грунтовую поверхность ВПП) произошел полный капот самолета. КВС телесных повреждений не получил. Проверяющий получил незначительные повреждения головы в виде ссадин и порезов в процессе эвакуации из ВС. Самолет имеет значительные повреждения элементов планера.

24 июня 2007, самолет Х-32 «Бекас» 0191G, авиакомпания «Аэрон» (АОН). Авария в 5-ти км юго-восточнее населенного пункта Генеральское Энгельского района Саратовской области.

Выполнялись АХР по обработке сельскохозяйственных угодий. Местность в районе работ -равнинная с наличием ЛЭП с высотой до 20-ти м. Метеоусловия на время АП характеризовались следующими данными: ветер 90 град, 1-2 м/сек, видимость -10 км, облачность -1-2 октанта, температура +15 град.С, р = 745 мм.рт.ст.

КВС выполнил 2 гона над полем. При выполнении 3-го гона за 150 м до ЛЭП он увеличил режим работы двигателя до взлетного и перевел самолет в набор высоты с вертикальной скоростью 4 м/сек.

В процессе набора КВС увидел стаю птиц, пересекающую линию пути справа налево. Для предотвращения столкновения с птицами он перевел самолет в горизонтальный полет на высоте 4 ми начал разворот влево с креном 60-70 град, на скорости 70 км/час, что привело к полету со снижением, предотвратить которое КВС не смог. Самолет левой плоскостью коснулся земной поверхности, а затем произошло столкновение носовой частью под углом 60-70 град, и опрокидывание на верхнюю часть ВС. КВС получил телесные повреждения и был доставлен в больницу. ВС восстановлению не подлежит.

30 июня 2007, вертолет R-44 Robinson 04154, авиакомпания «Веста-Аэро» (АОН). Авария в 200-хм метрах юго-западнее населенного пункта Ольгово Дмитровского района Московской области. На борту ВС находился пилот - курсант Калужского ЛТУ и два пассажира. Пилот самостоятельно, без разрешения произвел взлет и столкнулся с ЛЭП. После падения ВС на землю пилот и пассажиры, все получившие травмы средней тяжести, самостоятельно покинули борт вертолета. Вертолет полностью сгорел.

09 июля 2007, самолет СА-8 0353G, эксплуатант: АОН «Артикульный В.И.» (частное лицо).

При выполнении тренировочного полета (на борту ВС находился 1 человек - КВС) на аэродроме Арамиль (Екатеринбург) днем в простых метеоусловиях произведена грубая посадка (козел). В результате посадки на ВС повреждены: воздушный винт, законцовка левой плоскости крыла, левая стойка шасси. Пилот не пострадал.

28 июля 2007, вертолет R-44 (Robinson) 04203, собственник ВС: ОО «АСПЭК-Дружба» (АОН). Катастрофа.

При выполнении полета по маршруту после пролета населенного пункта Евсино в районе Водкинского водохранилища вертолёт столкнулся с проводами ЛЭП и затонул в 50-ти метрах от берега. Находившиеся на борту вертолета член экипажа и 4 пассажира (двое взрослых и двое детей) погибли.

01 августа 2007, гидродельталет «АВИАХИМ-ГИДРО», принадлежность ВС - частное лицо Коломников А.А. Катастрофа в районе устья реки Чемал Республики Алтай. ВС не имело регистрационных знаков, сертификата эксплуатанта. Полет выполнялся без разрешения на ИВП. На борту ВС находился пилот и пассажир - гражданин республики Корея.

Предположительно, после взлета днем в простых метеоусловиях (видимость - 10 км, штиль) летательный аппарат вышел на закритические углы крена, после чего упал в реку Катунь. В результате происшествия пилот получил множественные травмы и на дату сообщения находился в тяжелом состоянии в больнице населенного пункта Элекмонар республики Алтай. Пассажир погиб. Дельталет разрушен.

17 августа 2007, дельталет МД-50 0374G, авиакомпания «Фалькон-Авиа» (АОН). Катастрофа в 5-ти км южнее города Батайск Ростовской области. Экипаж ВС - один пилот. Должен был выполняться полет с целью облета полей.

По информации, полученной от генерального директора ООО «Фалькон-Авиа», после взлета с проселочной дороги в 19.33 МСК и невыхода КВС на связь, а также потери с ним визуального контакта, принятыми мерами дельталет в 20.15 МСК был обнаружен в двух с половиной километрах юго-восточнее места взлета, в лесополосе, в районе ЛЭП частично разрушенным. Пилот ВС получил телесные повреждения, был доставлен в больницу, где скончался 19.08.2007г.

Установлено, что полет ВС осуществляется без разрешения органов ОВД. В нарушение ПРАПИ-98 ВС было убрано собственником с места происшествия самовольно.

29 августа 2007, самолет А-27М4 0569G, авиакомпания «Авантаж» (АОН). В процессе выполнения перелета из Пензы на базу (при выполнении возврата с выставки МАКС-2007 после демонстрационных полетов), при полете в зоне ответственности Ульяновского МДП, произошел отказ радиосвязи, которая отсутствовала в течение одного часа. Посадка на аэродроме Смышляевка благополучно.

21 октября 2007, вертолет МД-600, принадлежность ВС - частное лицо. До 2007 года вертолет принадлежал Барнаульскому аэроклубу РОСТО и был исключен из реестра в связи с его продажей. Катастрофа в районе аэродрома Новокузнецк Кемеровской области. По предварительной информации, полет выполнялся с целью облета ВС. Вылет неоднократно переносился из-за наличия тумана. Полет производился без разрешения органов ОрВД.

По свидетельству очевидцев (лесорубов), в месте падения вертолета был сильный туман. Вертолет, задев вершины деревьев, упал в районе вырубки леса. В результате авиационного происшествия погибло 5 человек.

27 октября 2007, легкомоторный самолет «Экстрим». Катастрофа в районе населенного пункта Манушкино (Ленинградская область).

Принадлеэ/сность ВС - частное лицо. В Государственном реестре гражданских ВС Российской Федерации ВС не зарегистрировано.

По предварительным данным отрабатывались полеты по «коробочке» с посадочной площадки аэродрома Рэ/севка. Разрешения органов ОрВД на право использования воздушного пространства не было. В районе выполнения полета наблюдался туман. В результате авиационного происшествия пилот и пассаэ/сир (предположительно, отец и сын) погибли.

2008

11 января 2008, вертолет «Robinson», принадлежащий охотничьему хозяйству Пироговского водохранилища, нарушил порядок ИВП. По докладу КВС вертолета Ми-8

25833, при полете вертолета в районе в районе Николиной Горы (Московская область) в 10.49 UTC его курс пересек вертолет «Robinson», летевший без связи на расстоянии 2-х км на высоте 100 метров со стороны н.п. Ивановское в сторону н.п. Успенское. По информации оперативного дежурного ФСО по факту нарушения ИВП ВС «Robinson»: вертолет летал по маршруту: Лесной Городок - Николина Гора - Лесной Городок на высоте менее 100 метров без заявки и запроса на ИВП.

Также ФСО подтвердило, что в данном районе неоднократно фиксировалось нарушение ИВП данным ВС.

06 февраля 2008, самолет Як-12 2381К, принадлежность ВС на дату сообщения неизвестна, но в Реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации оно не зарегистрировано. В 04.36 UTC в центр ОрВД Красноярска поступил доклад от РП аэродрома Манский о несанкционированном полете ВС, предположительно, со стороны населенного пункта Балай в сторону города Красноярск. В этот момент вертолет Ми-8 31125 выполнял в данном районе учебно-тренировочные полеты. Неизвестный борт неоднократно пересекал курс полета этого вертолета, создавая угрозу безопасности полетов.

17 февраля 2008, вертолет R-44 04226, собственник ВС - частное лицо Зенищев А.Л. (АОН). Авария. В день авиационного происшествия пилот вертолета, являющийся внештатным пшютом ООО УК «Авиаком», выполнял на данном вертолете учебно-тренировочные полёты в районе вертолётной площадки «Пляж», г. Воронеж. Полёты на данном вертолёте пилот производил на основании устной договорённости между ним и владельцем вертолёта Зенищевым А.Л. Первый вылет состоялся в 08:00. С 08:00 до 11:10 пилот выполнил четыре полёта общей продолжительностью 01 час 07 мин. Время взлётов и посадок зафиксировано в журнале хронометража полётов вертолётной площадки «Пляж» и подтверждается выпиской из радиообмена «диспетчер-экипаж». После посадки, произведённой в 11:10, находясь на ДКП, пилот совместно с диспетчером-информатором наблюдали пролёт на низкой высоте неизвестного им самолёта типа Як-18 или Як-52 в зоне полётов площадки «Пляж». Заявка на обеспечение данного полёта не подавалась, и в плане полётов он не числился. Пилот дал указание диспетчеру-информатору сообщить о данном факте нарушения диспетчеру ДПСП аэропорта Воронеж. Данная информация поступила в органы ОВД в 11:20, что отражено в справке «Анализ деятельности органов ОВД Воронежского центра с правоохранительными органами и органами ВВС и ПВО». Сам же пилот, по его показаниям, принял решение на выполнение полёта по преследованию данного борта в режиме радиомолчания с целью определения его бортового номера. Выполнив несанкционированный (без запроса и разрешения органов УВД) взлёт в 11:25, пилот полетел преследовать неизвестный самолёт.

По показаниям пилота, в процессе выполнения полёта, после выхода из зоны полётов площадки «Пляж», он попал в зону ливневых осадков (в «снежный заряд») и временно потерял видимость. Путём изменения курса влево - вправо он пытается выйти из зоны осадков для восстановления визуальных условий полёта. Примечание комиссии по расследованию:

1. При выполнении полёта выход из зоны полётов площадки «Пляж» привел к отклонению от требований, указанных в ФАП-92 п.п. 32, 48, 93 и НПП ГА-85 п. 5.3.15, в части «выполнения полёта по маршруту, не указанному в заявке на полёт и не внесённому в план полётов».

2. Утверждение пилота о попадании в снежный заряд не соответствует метеорологическим данным на время полёта. В прогнозах по аэродрому Воронеж (с 09:00)

до12:00): ветер 290 град. 07 м/сек, погода ХОРОШАЯ) и по району (с 09:00 до 12:00) синоптическая ситуация: ложбина, ветер по высотам: 100 м - 240 град, 40 км/час, температура- минус 4 град. С; 200 м - 250 град, 50 км/час; 300 м - 250 град. 50 км/час; 400 м - 250 град. 50к м/час, температура на всех указанных высотах - минус 4 -5 град. С. По секторам 1-6: ветер 300 град-0 7м/сек, вид 10000, ЯСНО, температура- минус 10-15г рад. С, Рмин=772 мм.рт.ст.

В прогнозах содержатся термины «ХОРОШАЯ» и «ЯСНО», предполагающие отсутствие кучево-дождевой облачности и, следовательно, исключают возможность появления снежного заряда.

Анализ имевшейся в распоряжении комиссии по расследованию информации позволил ей предположить, что пилот потерял ориентировку в процессе преследования самолета, занявшего всё его внимание. Для восстановления ориентировки и определения своего местоположения он начал выполнять полёт «зигзагом» для выхода на линейный ориентир (дорогу).

Увидев автомагистраль Воронеж-Тамбов и определив своё местоположение, пилот начал разворот в сторону города Воронеж для возврата на площадку.

При расследовании комиссия пришла к выводу, что в процессе полета пилот контроль за остатком топлива не проводил и только, когда в процессе разворота на панели приборов вертолёта начала мигать лампочка-сигнализатор «LOW FUEL» (малый остаток топлива,) принял решение на производство посадки на площадку, подобранную с воздуха, в районе автозаправочной станции.

Данная лампочка сигнализирует об остатке топлива в размере около 3-х галлонов или около 11.2 литра топлива. Данного количества топлива хватает на полёт продолжительностью около 10 мин. В этом случае РЛЭ R-44 рекомендует произвести посадку вертолёта с работающим двигателем на подобранную с воздуха площадку. Из объяснительной записки пилота следует, что для выполнения вынужденной посадки он выбрал площадку около автозаправочного комплекса «Лукойл», расположенного на 37-м км автодороги Воронеж-Тамбов. Данный выбор он обосновывал возможностью быстрого его обнаружения для оказания ему необходимой помощи.

Приняв данное решение, пилот не выполнил необходимых в данном случае действий (ФАП-92 п.48; НЛП ГА-85 п.8.2.11): не доложил диспетчеру УВД о принятом решении и месте предполагаемой посадки, не включил сигнал бедствия.

Данная площадка является обочиной въездной дороги на автозаправочный комплекс, имеющей уклон от 10-ти о 30-ти град. Наличие снежного покрова толщиной от 10-ти до 40-а см сглаживало уклон и, при низком профессиональном уровне подготовки, пилот не смог определить величину уклона, а так как посадка производилась в направлении на уклон, то первое касание земли пришлось на переднюю часть полозков посадочных устройств вертолета. Это привело к их механическому повреждению и отделению в районе узлов крепления передних подкосов. Дальнейшее движение вертолета привело к касанию носовой частью вертолета земли (за счет вращения вертолета относительно точки упора передних подкосов посадочных устройств в землю), поднятию хвостовой балки и попаданию ее в плоскость вращения несущего винта.

Не имея достаточного опыта пилотирования на данном типе ВС, пилот, как предположила комиссия по расследованию, рефлекторно резко взял ручку циклического шага «на себя», и именно подобные действия пилота привели к удару лопастями несущего винта о хвостовую балку, повреждению ее обшивки, вала трансмиссии и тяги путевого управления. Последовало неуправляемое вращение вертолета вокруг оси несущего винта и опрокидывание на правый борт.

После опрокидывания пилот самостоятельно покинул вертолет, сообщив о вынужденной посадке из-за нехватки топлива. С места события вертолет был эвакуирован, а факт авиационного происшествия был скрыт. Из материалов расследования данного событий также следует, что пилот, являющийся также летным директором авиакомпании ООО УК «Авиаком», выполнял полеты на вертолете R-44, не имея допуска на выполнение полетов в качестве КВС, и со свидетельством пилота 1 класса коммерческой авиации, не имеющим юридической силы (теоретическая подготовка и программа переподготовки не проводились, допуск в качестве КВС был заверен нелегитимной печатью, необходимый налет для прохождения курсов по программе подготовки пилотов коммерческой авиации был формально дописан).

В заключении комиссии по расследованию указано, что авиационное происшествие стало возможным по причине недостатков в профессиональной подготовке пилота и его недисциплинированности.

02 марта 2008, вертолет R-44-II 04223, собственник ВС - частное лицо Смирнов А.В. Свидетельства эксплуатанта АОН не имеет, вертолет не допущен к полетам в ночных условиях. Авиационное происшествие.

По предварительным данным, 29.02.2008 состоялся несанкционированный органом ОрВД вылет вертолета с посадочной площадки Самотлор (район Нижневартовска, Тюменская область) без радиосвязи. Посадка была произведена в Уватском районе, в точке с географическими координатами: 58 град. 46 мин. СШ, 73 град. 21 мин. ВД. 02.03.2008 г. в 18.10-18.30 (13.10-13.30 UTC), по свидетельству очевидцев, которые слышали шум вертолета, вертолет произвел взлет в ночных условиях (заход солнца - 12.20 UTC) с последующим уходом на северо-восток. 04.03.2008 г. в 17.30 (12.30 UTC), по поступившей информации от ЗАО «АМК-ВИГАС», вертолет Робинсон вылетел 2-го марта с места посадки и не прибыл на площадку вылета Самотлор.

03 мая 2008, самолет ИМ-180 0733G, АОН. Собственник ВС - частное лицо Мулляр В.М. При полете в районе точки Тверь (Змеево) в 07.30 UTC произошла временная потеря ориентировки из-за отказа курсовой системы, в результате чего ВС вошло в запретную зону. Инцидент произошел в зоне ответственности п.п. АОН Юрьевское (Волжанка).

18 мая 2008, самолет Ан-2, принадлежность на время сообщения не известна. По информации органов ОрВД аэропорта Ставрополь (Шпаковское), в 10.43 UTC в 1,5-2-х км севернее КТА аэродрома был замечен самолет Ан-2, выполнявший АХР без разрешения органов ОрВД, заявки и связи.

27 мая 2008, мотодельтаплан, принадлежность ВС на время составления донесения не известна. По информации РП РДЦ МЗЦ ЕС ОрВД, в 08.34 UTC был визуально обнаружен мотодельтаплан, совершающий несанкционированный полет над запретной зоной города Москва в районе станции метро Щукинская. Сообщение о несанкционированном полете начальником смены ЦП ИВП МЗЦ ЕС ОрВД было передано оперативному дежурному МВД для задержания нарушителя порядка ИВП, а также эта информация передана в ГЦ ЕС ОрВД, ОДКП КСПН, ОД ФСО, ОД ФСБ, ОД ЦУА. Заявка на данный полет в ЦП ИВП МЗЦ не поступала и разрешение на ИВП со стороны ЦП ИВП МЗЦ не выдавалось.

20 мая 2008, самолет Ан-2 84642, авиакомпания «Красноярская база авиационной охраны лесов» (АОН). Серьезный инцидент. Экипаж ВС (3 человека) выполнял лесо-патрульный полет. В полете на высоте 800 м началась сильная тряска двигателя с обратными выхлопами в карбюратор и падением мощности двигателя. Предпринятыми действиями экипажу тряску устранить не удалось, и он совершил вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку в 107-ми км от н.п. Богучаны. В конце пробега ВС левой опорой шасси столкнулось с лежащим в траве бревном. При этом опора сложилась вправо назад под фюзеляж. При опускании левого полукрыла на грунт произошел изгиб законцовки нижнего крыла левой полукоробки. Экипаж базировался и заправлялся на посадочной площадке «Манзя». В качестве оперативной меры был введен запрет на заправку ВС на данной площадке.

25 мая 2008, самолет АВС-52 0872G, собственник ВС - Сухарев B.C. (АОН). Катастрофа в

Московской области. Выполнялись полеты по прямоугольному маршруту в районе аэродрома при метеоусловиях: ветер у земли 040-5 м/сек, видимость 10 км, облачность 8 баллов, разбросанная, слоистая - 250 м; 8 баллов, кучево-дождевая - 600 м, температура + 10 град.С, давление 744мм.рт.ст. На борту ВС находилось 2 члена экипажа. По предварительной информации, после взлета с площадки Северка (н.п. Мячково) возникли перебои в работе двигателя. На высоте, примерно 30-40 м, на удалении 250 м от торца ВПП, самолет перешел в правый крен и со снижением, под углом 80-90 град, столкнулся с земной поверхностью. В результате столкновения с землей самолет разрушился и загорелся. Оба члена экипажа погибли.

08 июня 2008, мотодельтаплан. Принадлежность ВС не известна. В 07.33 UTC в районе н.п. Балашиха (Московская область) мотодельтаплан выполнял несанкционированный полет над горсоветом. О несанкционированном полете мотодельтаплана информация была передана оперативному дежурному МВД для задержания нарушителя порядка ИВП, а также в ГЦ ЕС ОрВД, ОД, ФСО, ОД ФСБ. Заявка на данный вид деятельности в ЦП ИВП МЗЦ не поступала и разрешение на ИВП не выдавалось.

03 июня 2008, самолет Х-32 В-1 «Бекас» 0115В, авиакомпания «Волгоградская областная общественная организация «Авиационно-технический клуб «Агролет» (АОН). Катастрофа в районе хутора Артановский (Нехаевский район Волгоградской области). Выполнялся перелет из населенного пункта Салтынский на новое место проведения АХР -хутор Артановский.

При выполнении захода на посадку в пересеченной местности самолет, находясь в непосадочном положении, столкнулся с пологим склоном оврага, примыкающего к взлетно-посадочной площадке, опрокинулся на носовую часть фюзеляжа и разрушился. КВС от полученных травм скончался при транспортировке в больницу. Установлено, что полет выполняйся без разрешения органов управления воздушным движением на право использования воздушного пространства и без радиосвязи. Собственник воздушного судна - ООО «Джабиру» (город Волгоград). Эксплуатант воздушного судна имеет свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения № АОН 1605009 со сроком действия до 16.08.2010 г. Самолет Х-32 В-1 "Бекас" изготовлен 15.02. 2002 г. Командир воздушного судна А.П. Ковригин имел свидетельство пилота СЛА со сроком действия до 01.11. 2008 г. Общий налет 885 часов, из них на микросамолете - 50 часов.

07 июня 2008, самолет Ан-2 68068, собственник ВС - ООО «Беркут». Сертификат летной годности ВС закончился 17.10.2000 г. Катастрофа.

Выполнялся несанкционированный перелет с площадки Новоалександровск Ставропольского края к месту работы с техническим инвентарем на борту (пункт назначения не установлен). Полет выполнялся без связи и разрешения на ИВП. На борту ВС находились второй пилот, который управлял самолетом, и авиатехник, находившийся на правом сидении. При полете в сложных метеоусловиях (по показаниям очевидца видимость была менее 100 м) в районе совхоза им. Кирова Труновского района Ставропольского края самолет столкнулся с наземными препятствиями, разрушился и сгорел. Экипаж погиб. Установлено, что ВС до 02.04.1999г находилось в свидетельстве эксплуатанта ООО «Вираж», подконтрольного Южному ОМТУ.

Далее ВС было передано частной фирме ООО «Беркут», не являющейся эксплуатантом ВС (зарегистрировано в г. Шахты Ростовской области) в Южном ОМТУ (далее - УГАН Ротсранснадзора) с 02.04.1999г данные о ВС АН-2 68068 и его собственниках отсутствуют. Принадлежность ВС на дату сообщения не установлена.

11 июня 2008, мотодельтаплан (грузоподъемность - 200 кг). Принадлежность ВС -частный предприниматель Цыбин (г. Павловск, Воронежской области). Катастрофа. При взлете с целью выполнения АХР в районе н.п. Евдаково Каменского района Воронежской области летательный аппарат зацепился за провода и упал. Пилот мотодельтаплана погиб.

Полеты выполнялись без заявки, плана и уведомления службы движения Воронежского центра ОВД.

23 июня 2008, параплан, принадлежность неизвестна. МЦ АУВД сообщает, что, по информации, полученной от КП ФСО БАСТИОН, в 11.55 UTC в районе н.п. Козлово был замечен парапланерист, который от н.п. Козлово с курсом на север совершая перелет с нарушением п.А., ст. 76 ИВП (использование воздушного пространства без заявки, уведомления органов ВВС и ПВО).

18 июня 2008, самолет СП-36У 0874G, собственник ВС - частное лицо Мазгаров XX. (АОН). Авария в Староболтачевском районе Республики Башкортостан. После взлета с целью выполнения АХР произошел отказ двигателя. При выполнении вынужденной посадки перед собой, в результате попадания передней опорой в канаву произошло полное капотирование ВС. Самолет лежит вверх колесами в овраге. В результате АП на ВС повреждены передняя опора шасси, киль и капот двигателя. Пилот получил перелом ноги и доставлен в больницу.

20 июня 2008, самолет АВИАТИКА-890 08Ч7G, собственник ВС - Шестаков В.В. (АОН). Авария в Зерноградском районе Ростовской области при выполнении авиационно-химических работ днем в простых метеоусловиях.

Во 2-м после обеденного перерыва полете, при заходе на первый гон самолет столкнулся с возвышенностью высотой, порядка, 20-ти метров и полностью разрушился. КВС при этом не пострадал.

27 июня 2008, самолет Ан-2 01132, авиакомпания «Корпорация «Авиачесоохрана». Катастрофа в районе аэродрома Большое Грызлово (Московская область). В 1ч. 13 UTC, по докладу РП аэродрома Большое Грызлово, после взлета в 13.50 UTC КВС доложил о неустойчивой работе двигателя и далее - об отказе двигателя. В 13.53 UTC КВС принял решение о вынужденной посадке. В 14.23 UTC ВС было обнаружено полностью разрушенным и сгоревшим. На борту находилось 5 человек: КВС, 2-й пшют, заказчик и два оператора. Все погибли.

Предварительно установлено, что при выполнении вынужденной посадки ВС зацепилось за верхний провод высоковольтной линии.

18 июля 2008, самолет А - 27 МС 0053G, авиакомпания «Авантаж». Авария в 15-ти км южнее населенного пункта Алдаркино Оренбургской области при выполнении АХР. Самолетом управлял пилот - любитель.

При выполнении первого вечернего полета, на втором заходе на гон обрабатываемого участка, на стандартном развороте над лесным массивом, произошла потеря скорости до 80 км/час. Самолет вошел во второй режим полета и начал снижаться. Действия пилота по выводу самолета из создавшегося положения увеличением режима работы двигателя, уборкой крена и переводом самолета на снижение к положительному эффекту не произвели. В результате снижения со скольжением и левым креном самолет грубо ударился левым колесом и передней опорой шасси о земную поверхность в 60-ти метрах от края лесного массива. При ударе о землю произошло разрушение крепления левой основной опоры в районе фюзеляжа и излом передней опоры шасси, что привело к касанию воздушным винтом о землю и его разрушению. При дальнейшем движении самолета по земле произошло касание ее передней носовой частью самолета, отрыв воздухозаборника двигателя, оборудования химической аппаратуры и разрушение остекления пилотской кабины. При этом самолет развернуло на 160 град, через левое поврежденное колесо.

В процессе удара о землю и движения самолета по земле произошло разрушение расходного бака топливной системы емкостью 2,5 литра, находящегося на шпангоуте за креслом пилота и самопроизвольное срабатывание пиропатрона спасательной системы самолета. Нештатное срабатывание системы не привело к выбросу парашюта, произошел обрыв ствола у места крепления к спасательной системе и выброс пламени от пиропатрона внутрь кабины. Это вызвало воспламенение паров бензина выделявшихся из разрушенного расходного бака топливной системы. При воспламенении паров бензина пилот получил 35% ожога тела различной степени тяжести, но сумел покинуть самолет самостоятельно, находясь в шоковом состоянии. Самолет в результате   возникшего пожара сгорел. Пилот доставлен в Центральную районную больницу г. Бузулука.

18 июля 2008, гидросамолет «ПЕЛИКАН-4» 0305G, собственник и эксплуатант ВС -частное лицо Фотиев С.А. (АОН). Авария при посадке на водную поверхность озера Глубокое в 25-ти км юго-восточнее г. Норильска (Красноярский край). Выполнялся тренировочный полет по маршруту: Норильск (аэропорт Валек)- озеро Мелкое. На борту ВС находился пилот и один пассажир.

При выполнении посадки на водную поверхность озера Глубокое в штилевых условиях (на зеркало) КВС неверно определил высоту и произвел грубую посадку, в результате которой самолет был разрушен. КВС и пассажир получили телесные повреждения и были вывезены с места происшествия поисковым вертолетом Ми-8.

22 июля 2008, самолет Ан-2 33654, собственник ВС - торговый дом «Нарвская ярмарка» (АОН). По сообщению органов аэродромного диспетчерского пункта Тверь (Мигалово) самолет совершил вынужденную посадку из-за неустойчивой работы двигателя.

10 августа 2008, вертолет R-44 04211, собственник ВС: Пермская КОО «РОСТО». Авария в районе населенного пункта Демидково (50 км севернее г. Пермь).

Днем в простых метеоусловиях выполнялись полеты по обеспечению соревнований по АКВА-БАЙКУ на водной акватории камского водохранилища.

При возвращении на аэродром вылета Фролово с подобранной с воздуха площадки в районе посадочной площадки Палазна населенного пункта Демидково в процессе взлета, разгона скорости и набора высоты, на высоте 15м и скорости 80 узлов, по докладу КВС, загорелась лампа «Малы обороты». Вертолет начал заваливаться на правый борт. КВС принял решение о выполнении посадки на водную поверхность Камского водохранилища. После приводнения пилота с тремя пассажирами, находившимися на борту, спасли подошедшие на катере спортсмены «АКВА-БАЙКА», проводившие соревнования на акватории водохранилища. Вертолет затонул.

04 сентября 2008, вертолет R-44 04169, авиакомпания «Веста-Аэро» (АОН). При взлете с площадки населенного пункта Терехово (Московская область) вертолет получил повреждения несущего винта и остекления кабины. Пассажиров не было. Пострадавших нет.

06 сентября 2008, вертолет R-44 04180, собственник ВС - Шмаков С.А. Катастрофа в

районе населенного пункта Кузьмино (Сычевский район Смоленской области). Охотниками был найден один обгоревший гражданин, получивший ожоги 40-а % поверхности тела, который затем был доставлен в больницу. Указать точное место АП он не мог. Пострадавший - заместитель генерального директора банка «Преодоление». Утром 07 сентября группой МЧС Вяземского района был найден полностью сгоревший вертолет и ещё два обгоревших трупа. В плане ЦП ИВП МЗЦ данного вертолета не было, условий на ИВП не выдавалось.

06 сентября 2008, мотопараплан, принадлежность не установлена. Нарушение правил использования ВП РФ. По докладу ведущего инженера-инспектора контроля качества АНО аэродрома Ульяновск (Баратаевка), в 07.40 , принадлежность не установлена. Нарушение правил использования ВП РФ. По докладу ведущего инженера-инспектора контроля качества АНО аэродрома Ульяновск (Баратаевка), в 07.40 UTC в районе взлета и посадки аэродрома мотопараплан выполнял полеты без заявки на использование воздушного пространства. О данном случае доложено в правоохранительные органы.

17 сентября 2008, вертолет R-44, бортовой номер и принадлежность неизвестны. В 05.36 UTC от компетентных источников поступила информация о том, что в районе Новорижского шоссе (500 м от Московской кольцевой автодороги) наблюдали взлет вертолета R-44 черного цвета без опознавательных знаков. Несанкционированный полет выполнялся в сторону посадочной площадки «КРОКУС-ЭКСПО» на высоте около 50 м.

28 сентября 2008, самолет Х-34 без регистрационных и опознавательных знаков.

Войсками КСПН зафиксировано нарушение воздушного пространства РФ согласно пунктов а, б, к статьи 76 федеральных правил РФ этим воздушным судном при полете по маршруту: Курск (Рышково) - Н.Новгород (Богородск). Время вылета ориентировочно 4:30 (UTC) время посадки 12:56 (UTC). Воздушное судно Х-34 по своим техническим возможностям не может совершить такой перелет беспосадочно, поэтому оно производило одну или более посадок для дозаправки на незапланированных площадках. В 16:00 (МСК) продавец самолета Г.Н. Шевченко сообщил в управление ФСБ об угоне самолета Х-34 господином Горюновым. Горюнов произвел взлет без разрешения органов ЕС ОрВД и перелет по маршруту Курск (Рышково) - Н.Новгород (Богородск).

Источник: НК "Безопасность полетов" специально для BizavNews